Пока не приелись: новые адреса высокой кухни Петербурга

Новые ресторанные кластеры появились на трёх улицах в Петербурге

В Петербурге появились новые ресторанные улицы. Помимо Рубинштейна и так называемого "квартала писателей" рестораны и бары заполонили Большую Конюшенную, Большую Зеленину и Большой пр. П.С.

За первое полугодие на основных центральных улицах Петербурга, по данным NF Group, открылось 130 заведений и закрылось 110. Для сравнения: в Москве за этот же период — 102 открытия и 116 закрытий. "В Петербурге заметен рост качественных концепций ресторанов и баров, особенно в уже популярных кластерах. Это говорит о постепенном укреплении гастрономической инфраструктуры и продолжении тренда на создание локальных точек притяжения для жителей и туристов", — отмечает руководитель департамента торговой недвижимости NF Group Анна Лапченко.
Исторически самая известная ресторанная улица Петербурга — Рубинштейна. В последние годы общепит активно развивался в "квартале писателей" — на улицах Некрасова, Маяковского, Жуковского, Белинского. По данным NF Group, на всех основных улицах Петербурга сегодня общепит — это лидирующий профиль. Его доля превышает 30%, но на улице Рубинштейна под него используется 77% площадей. На втором месте — улица Некрасова (50%), на третьем — улица Восстания (49%).
По данным геосервиса 2ГИС на середину июля 2025 года, на улице Рубинштейна расположено 84 заведения общественного питания, включая бары, рестораны, рюмочные, кафе и пекарни. На улице Восстания — 78, на Некрасова — 70. На улице Жуковского насчитывается 50 заведений.
Гастрономическая карта Северной столицы постоянно увеличивается. "Среди уже сложившихся зон стоит отметить Большую Конюшенную, Большой проспект Петроградской стороны, а также Большую Зеленину — эта улица уверенно закрепилась на гастрономической карте города и продолжает привлекать как местных жителей, так и туристов. В центре — прилегающие к Невскому проспекту улицы, такие как Большая и Малая Морские, а также весь “золотой треугольник” и окрестности Новой Голландии. Здесь традиционно востребован формат прогулок с культурной программой, которую гости города завершают визитом в рестораны и бары", — рассказывает Анна Лапченко. Потенциал стать ресторанной локацией есть, например, у проектов наподобие "Скорохода", добавляет она.
В сервисе геоаналитики "2ГИС Про" отмечают, что наибольшее количество баров и ресторанов на Петроградской стороне сосредоточено помимо Большой Зелениной улицы и Большого проспекта на Малом проспекте. На Васильевском острове ресторанная активность — в районе "Севкабель Порта" и на 1–й, 6–й и 7–й линиях.
По данным 2ГИС, на Большой Морской работают 56 заведений, на Большой Зелениной — 42, на Малой Морской — 36. Как видно, эти цифры вполне сопоставимы с заслуженными гастролокациями.
Стоит отметить, что появление новых ресторанных зон в Петербурге идёт вместе с закрытием старых. Например, бары при вмешательстве города покинули Думскую улицу и частично — улицу Ломоносова.

Ресторанные кластеры Петербурга

При городском планировании важно делать "барными" не улицы, а кварталы, считает Валерий Гордин, профессор НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург, заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом. Пример — общественное пространство SENO в районе Сенной площади. Здесь сегодня на относительно небольшой площади собраны 20 ресторанов, кофеен и баров. Отличительная черта проекта — наличие единой управляющей компании, которая проводит общую политику в части благоустройства, мероприятий и т. д. Она может регулировать состав резидентов и влиять на них в случае недобросовестной работы. Инвесторы SENO в скором времени планируют запустить ещё один такой проект в центре Выборга.
"Обязательно таким пространством должен стать Апраксин двор, уже сейчас, не дожидаясь глобальных изменений, — считает Валерий Гордин. — Так как в нём есть помещения, которые выходят на улицы без жилых домов: на Садовую и Ломоносова. А с другой стороны, можно и нужно эти локации привязывать к туристским потокам. И здесь я вижу большие перспективы у Конюшенной площади, в том числе в рамках формирования концепции Конюшенного ведомства. Это чрезвычайно притягательное место для туристов. Вторая, неожиданная, быть может, локация — это общественное пространство, которое сейчас проектируется на базе оранжереи Таврического сада. Там уже есть базовый фундамент — театрально–ресторанный центр “Ленинград”. Но мне кажется, было бы правильно как раз в этом пространстве сделать больше упор на семейный отдых и семейные рестораны. Потому что сам по себе Таврический сад — привлекательное место для прогулок и для детских активностей. И плюс в целом в городе большой недостаток ресторанов для семейного отдыха с детьми с соответствующей инфраструктурой. То есть это должны быть не в чистом виде заведения общественного питания, а с определённой анимацией и т. д. Это очень перспективно".
Наибольшая концентрация баров и ресторанов в Петербурге, по данным "2ГИС Про", наблюдается сейчас около Невского, Лиговского и Литейного проспектов, в районе Малой и Большой Морских улиц.

Зачем нужны ресторанные улицы

Барные и ресторанные улицы есть в любом крупном туристическом центре, и часто в восприятии туристов они обладают такой же (если не большей) привлекательностью, как и памятники культуры и архитектуры, крупные мероприятия и т. д.
Вопрос о ресторанных улицах следует рассматривать в двух плоскостях, настаивает Валерий Гордин. "С одной стороны, это те рестораны, которые спокойно работают до 23 часов, после этого закрываются, а их посетители расходятся. А с другой стороны, мы знаем на примере улицы Рубинштейна, что ресторанные улицы сочетают в себе заведения общественного питания разного типа, в том числе ночные. Они создают большие неудобства для жителей домов, в которых расположены", — поясняет он.
Заведения общепита далеко не всегда соблюдают стандартные требования в части необходимой инженерии (например, вытяжек), организации пространства, соблюдения закона о тишине и других норм. В результате жители квартир в домах, где работает такой бизнес, часто жалуются на громкую музыку, запахи кухни и т. д. Также недовольство вызывает то, что, арендуя помещения (редкий ресторан или бар работает в своих “стенах”), они относятся к зданию как любой временный пользователь и соответствующе используют подвалы, фасады, оконные проёмы. Отдельного упоминания заслуживают посетители, которые ещё менее настроены на соблюдение закона о тишине и даже общественного правопорядка: например, курят под окнами жилых квартир.
Стоит отметить, что на улице Рубинштейна местным жителям удалось достаточно успешно откорректировать работу общепита. В итоге именно конфликты с местными жителями привели к тому, что она из шумной барной постепенно превратилась в ресторанную. Это в том числе привело к тому, что на гастрономической карте Петербурга появились первые альтернативы улицы Рубинштейна — Некрасова, Жуковского, Маяковского и другие.
Новые ресторанные улицы могут появиться в Василеостровском районе города, вдоль Обводного канала (в переулках), на Петроградской стороне и, конечно, в Центральном районе (в "квартале писателей"). Это наиболее удачные локации, для которых характерна большая проходимость и транспортная доступность. С одной стороны, заведений общественного питания в нашем городе предостаточно и конкуренция довольно высокая. С другой стороны, кафе и рестораны до сих пор пользуются повышенным спросом, особенно в праздничные и выходные дни, а также в летний период, поэтому расширение данного сегмента в виде открытия нескольких ресторанных улиц с соответствующей инфраструктурой городу не помешает. Это ещё больше повысит туристическую привлекательность Петербурга и позволит комфортно обеспечивать постоянно меняющиеся потребительские предпочтения. Однако нужно правильно выбирать локацию, чтобы не доставлять неудобства жителям близлежащих кварталов (речь идёт не только о шуме, но и о проблемах с освещением, водоснабжением, уборкой мусора). Ресторанные улицы как локации с высоким потоком посетителей могут давать хороший экономический эффект заведениям общественного питания. Если на одной ресторанной улице располагаются заведения разных форматов, то это способствует повышению их посещаемости (в одном месте люди разных предпочтений, вкусов и уровня доходов могут найти себе место по душе).
Линда Рыжих
доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге
Из текущих улиц, которые развиваются как ресторанные кластеры, но ещё пока ими не являются, можно выделить Кирочную, которая постепенно становится гастрономической улицей, и Большую Зеленину, там уже много заведений общепита, но будет точно больше. Также гастрономический уклон может быть на намыве из–за крупных жилых комплексов, тем более там будет GloraX Premium, в котором заявили 9 тыс. м2 под гастрономию. Также в районе Лахты неизбежно появится гастрономический кластер. Там уже есть объекты, просто сейчас их мало и они немного рассредоточены. Если Думскую переделают, то она будет отличным ресторанным кластером. Создание ресторанного кластера привлекает в заведения новый сильный трафик — в кластеры едут. Минусы — это, конечно, конкуренция. И из–за того что пространство находится в кластере, будет дорожать аренда. Здорово, что появляются кластеры, которые удалены от центра Петербурга, — они его разгрузят и создадут новые точки притяжения в районы. Городу рост количества заведений, создание новых кластеров приносят дополнительные налоги, дополнительные рабочие места. Минусы тоже есть — когда концентрация развлекательных заведений превышена, это неизбежно приводит к конфликтам с жильцами.
Данил Герасимиди
основатель и руководитель компании Gastro Norma
Последние несколько лет в Петербурге активно формируются новые ресторанные кластеры, которые становятся точками притяжения для гостей и драйверами развития городской среды. Сегодня я бы выделил четыре перспективные локации. Первая — район особняка Мясниковых, где уже сложилось яркое гастрономическое сообщество. В числе проектов — рестораны Joli Grand Bistrot, Juan Cantina Espanola, Trappist, а также проекты в Виленском переулке — рестораны Italy, Bobo, Grebeshki. Вторая — Петроградская сторона в районе Большой Зелениной улицы. Здесь активно развивается кластер с такими проектами, как "Сад", Porto 19, Tondo и другие. Третья — проспект Добролюбова, где, например, работают рестораны Harvest и Aga. Четвёртая — район Коломны и проспект Римского–Корсакова. Рядом с Мариинским театром развивается пространство Hideout Residence с дизайнерскими апартаментами, магазинами и такими ресторанами, как Jam и Aster Bakery. Такие кластеры создают синергию: заведения дополняют друг друга, привлекают больше гостей и оживляют городские пространства. Это тренд на осознанное формирование гастрономических точек притяжения, а не случайное соседство. Уверен: в ближайшие годы появятся и новые локации.
Михаил Соколов
основатель ресторанного сообщества Italy
От Невского в сторону Сенной есть хороший потенциал развития гастрономической направленности, учитывая, что Коломна сильно развивается. Казанская улица может стать таким мостиком к Коломне. Активно развивается улица Маяковского. Я думаю, что это будет одна из самых заметных гастрономических локаций в ближайшие годы.
Артём Балаев
создатель фестиваля "О, Да! Еда!", "Кабаре Шум" и сети пирожковых "Минутка"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.