Возвращение иностранных корпораций в Россию запустит волну слияний и поглощений

Автор фото: Пётр Ковалёв / "ДП"
Автор фото: Пётр Ковалёв / "ДП"

Рынок слияний и поглощений сильно изменился за последний год. Его активность снизилась как из–за завершения выхода из России иностранных собственников бизнеса, так и из–за повышения ключевой ставки.

Однако, по оценкам участников конференции "Российский конгресс M&A. Белые ночи 2025", сегодняшний период затишья — временное явление.

Охлаждение и потепление

Управляющий директор, глава практики корпоративных финансов и M&A Сбербанка России Олег Михайловский оценил последние 1,5–2 года на рынке слияний и поглощений как очень интересные и сложные.
"Мы видели начиная с 2023 года очень резкий взлёт рынка M&A, — напомнил он. — Это было в первую очередь связано с выходом иностранцев. Массовые уходы иностранцев привели к переделу собственности в различных отраслях. И, на наш взгляд, это продолжается".
По словам эксперта, массовый выход иностранных собственников сопровождался большими дисконтами в оценке активов. Многие из них оценивались в 2–3 EBITDA (прибыль до вычета налогов и процентных расходов и амортизации).
"Вначале мы увидели очень низкие оценки, — констатировал Олег Михайловский. — Потом, во второй половине 2023 года и в первой половине 2024–го, на фоне большого количества сделок и того, что помимо ухода иностранцев стало происходить большое количество внутрироссийских сделок по консолидации, мы увидели рост мультипликатора. На пиковых сделках, особенно там, где присутствовал конкурентный процесс, мультипликатор поднимался до 6 EBITDA. Потом происходит повышение ставки, мультипликатор резко идёт вниз. Многие сделки остановились. Но дальше произошло январско–февральское потепление. Может быть, на фоне позитивной риторики, связанной с приходом Трампа. Сейчас, на мой взгляд, в основном рынок покупателя. На этом фоне с точки зрения оценок мультипликаторы находятся в диапазоне 3–5 EBITDA. Но если вы попадаете в конкурентный процесс, можете раскрутить мультипликатор выше шести".

Планы пересмотрены

Директор департамента корпоративных сделок и защиты инвестиций МТС Вадим Скиба рассказал об изменении рынка M&A с точки зрения непосредственного участника многих сделок.
"В целом мы были в тренде в 2022 году, — отметил он. — При всей вот этой неопределённой ситуации у нас был огромный всплеск сделок. Это были как некоторые активы уходящих иностранцев, так и какие–то российские разработки на разных стадиях, от стартапов до более зрелых. Тем не менее действительно после такой большой активности 2022–го, 2023–го и части 2024 года макроэкономика, как говорится, никого не щадит. Понятно, что с высокой ставкой, с меньшей доступностью фондирования нам пришлось вносить определённые коррективы. В первую очередь они связаны с тем, что раньше мы смотрели на актив, скажем так, более рисково. Были эксперименты, например, с автомобильным подразделением, с производством автокомпонентов, с тревелом. Мы думали, что это может дополнить экосистему: давайте попробуем, разовьём, рискнём. Тем не менее уже на этапе дорогого финансирования были пересмотрены эти планы. При этом есть активности, связанные с продажей, может быть, чего–то, что “не полетело”, того, что может пригодиться кому–то ещё".

Дотянуться до потребителей

Представитель другого активного участника сделок по поглощению — руководитель департамента интеграций группы "Черкизово" Елена Никифорова наглядно описала мотивацию таких действий.
"За последние 4 года, с 2021–го по 2025–й, мы приобрели 20 активов на разных этапах производственной цепочки, — отметила она. — Что позволило увеличить продажи в натуральном выражении в сегменте птицеводства на 21%, в свиноводстве — на 64%, в мясопереработке — на 6%, в растениеводстве — на 10%. Помимо роста продаж растёт и география присутствия нашей продукции в стране. Последние сделки добавили нам семь регионов. В настоящий момент мы присутствуем в 20 регионах — от Ленинградской области до Алтайского края. Вместе с географией, это логично, растёт и потенциальная аудитория потребителей. Последние наши приобретения на Урале и в Сибири добавили нам практически 6 млн человек, которые могут познакомиться с брендом “Петелинка”, и ещё практически 18 млн — это те потребители, до которых мы можем дотянуться замороженной продукцией. Сделки M&A в том числе совершаются компанией для того, чтобы укрепить своё положение в будущем. В результате проекта по покупке селекционного генетического центра мы получили новое направление — селекция и генетика, что позволит нам и закрыть свою собственную потребность в генетическом материале, и в принципе снизить нагрузку в отрасли от импортных поставок".

Условия возвращения

Новый всплеск активности на рынке M&A возможен в случае массового возвращения иностранных корпораций в Россию. Однако потирать руки в ожидании этого консультанты не спешат. По словам Ольги Ясько, партнёра компании Kept (основанной бывшими сотрудниками российского подразделения KPMG), пока не ясны даже общие правила такого возвращения.
"За последние полгода официальные лица озвучивают подчас диаметрально противоположные позиции по поводу того, на каких условиях иностранцы могут возвращаться в Россию, в том числе путём реализации ранее заключённых ими опционов, — указала она. — На мой взгляд, итоговая позиция будет сформулирована, лишь когда наметится устойчивый тренд на возвращение. Сейчас видим скорее любопытство, чем реальные планы по возвращению. В ходе недавнего выступления на ПМЭФ президент обозначил, что если были заключены обязывающие договоры, которые предусматривают условия байбэка, то эти договоры надо исполнять. Но означает ли эта позиция, что иностранцам разрешат возвращаться, реализуя опционы, без каких бы то ни было дополнительных условий? На мой взгляд, нет. Исходя из тех дискуссий, которые сейчас идут на разных уровнях власти и в юридическом сообществе, мы видим, что общий тренд складывается таким образом, что будет требоваться согласие правительственной комиссии".
Сейчас запредельно высокие ставки, экономика буксует. Наверное, можно сказать, что мы живём в тумане, а часто и вообще в пурге. И как в этих условиях делать сделки M&A? Основное для сделки M&A — это подготовка, грамотно выстроенный процесс и оценка риска на любом этапе: выбора цели, заключения сделки, проведения проверки и так далее. В ситуации, когда у нас туман и пурга, оценить риск очень сложно. Тем не менее мы в этом живём. Недавно "Яков и партнёры" сделали оценку, и, по их статистике, где–то 60% компаний и бизнеса оптимистично смотрят в будущее. Думают, что дальше будет проще и легче. Ну и мы тоже делали недавно похожий опрос и вышли примерно на те же цифры. Опросили где–то 40 директоров крупных правовых компаний с западным участием. Они все ожидают, что 2026 год будет лучше, чем 2025–й. Мы помним, что I квартал с точки зрения M&A провалился, это был самый худший показатель за последние годы. Но это значит, что накапливается потенциал сделок.
Сергей Войтишкин
управляющий партнёр фирмы "Меллинг, Войтишкин и партнёры", руководитель практики слияний и поглощений
В 2024 году и первой половине 2025–го рынок скорее развивался не благодаря, а вопреки. Если наш рынок сравнить с цветущим садом и представить, что каждая компания российская — это дерево, а плоды — это сделки M&A и совместные предприятия, то этот сад в 2024 году, в первой половине 2025–го, конечно, пережил тяжёлую погоду. И засуха высоких ставок, и заморозки ухода иностранных инвесторов. Но все мы, то есть садовники, не опустили руки, мы развиваем этот рынок, сажаем новые деревья. Мы прививаем новые ветви, IT–сектор стал лидером. Конечно, был очень большой рост в агропромышленном секторе, и с точки зрения традиционных секторов, таких как недвижимость и транспорт, тоже было много сделок. Мы также удобряли почву, создавая совместные предприятия в новых дружественных юрисдикциях. И таким образом искали новые точки роста. Мне кажется, все участники рынка M&A уже приняли для себя и высокую ключевую ставку, и невероятную волатильность курса, и невероятный уровень неопределённости геополитической. Конечно, стало меньше сделок с иностранцами и сделок по иностранному праву. Санкции перестали играть определяющую роль. Пару недель назад, когда снизили ключевую ставку, на самом деле совсем незначительно — с 21 до 20%, изменение тренда очень положительно было воспринято рынком. И у нас в тот же день "проснулись" две сделки, которые были заморожены. Даже такие небольшие положительные изменения рынок воспринимает положительно.
Сурен Горцунян
глава практики сопровождения сделок и проектов, партнёр компании "Дякин, Горцунян и партнёры"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.