Создание путей для ВСМ потребует строительства на маршруте магистрали специализированных предприятий.
На завершившемся недавно ПМЭФ–2025 представители компаний, участвующих в проекте высокоскоростной магистрали (ВСМ), рассказывали о ходе его реализации. Чтобы разогнаться до 400 км / ч, потребуются особый поезд и особые пути.
Особый путь
Около 70% путей ВСМ пустят поверх земляного полотна, рассказал глава ГК "Нацпроектстрой" Алексей Крапивин. Оставшиеся 30% разместят на искусственных сооружениях. Это "сплошные эстакады", отметил Алексей Крапивин. Таким образом, железнодорожникам предстоит построить порядка 180 км искусственных сооружений, которые ранее в России не строились: эстакады будут основываться на коробчатых железобетонных балках, каждая — длиной 32 м и весом более 700 тонн.
"Таких железобетонных балок в стране ещё не производили! Это — совершенно новая технология", — прокомментировал Алексей Крапивин.
По его словам, такие балки из–за их веса и размера невозможно перевозить по автомобильным дорогам. Поэтому компания намерена построить 10 полигонов в зоне прилегания к ВСМ. Здесь, в непосредственной близости к стройке, наладят производство балок и их монтаж.
Сами пути планируется делать безбалластными — рельсы уложат не на традиционную рельсошпальную решётку, а на жёсткую бетонную конструкцию. Данная технология обеспечивает стабильность пути, уменьшает объём работ по их обслуживанию и повышает скорость движения поездов. На железных дорогах России безбалластные конструкции в путевом хозяйстве применялись и ранее, но в основном на мостах и эстакадах. ВСМ будет первой полностью безбалластной железной дорогой в стране. Это потребует разработки новых технологий в создании не только верхнего строения пути, но и стрелочных переводов, контактной сети, системы управления движением. По словам Алексея Крапивина, ГК "Нацпроектстрой" инвестировала в данные разработки около 1 млрд рублей за последние 2 года.
С целью производства безбалластных плит для ВСМ строят два завода: один в Новгородской области, другой в Тверской. Суммарный объём инвестиций превышает 15 млрд рублей. Предприятия по плану запустят уже в следующем году.
Рельсы для ВСМ производит ЕВРАЗ. Первая отгрузка запланирована на III квартал 2025 года. Контракт РЖД и ЕВРАЗа предусматривает поставку в ближайшие 2 года 161 тыс. тонн рельсов. Этот объём полностью обеспечит строительство высокоскоростной железной дороги, прокомментировала пресс–служба владельца железнодорожной инфраструктуры.
Подвижной состав
Производителей высокоскоростного поезда, способного развивать скорость до 400 км / ч, можно пересчитать по пальцам одной руки, заявил президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский. Президент совета директоров холдинга "Синара — транспортные машины" Александр Мишарин уточнил, что соответствующие технологии имеют всего две страны. Россия станет третьей.
"Синара — транспортные машины" разрабатывает отечественный высокоскоростной электропоезд из экструдированного алюминия. Этот материал снизит вес поезда и одновременно сохранит прочность конструкции. Со слов Дмитрия Пумпянского, подвижной состав строят в рамках международной кооперации, но доля импортных комплектующих не превышает 15%.
Поезд для ВСМ будет включать восемь вагонов на 454 пассажира. ООО "Уральские локомотивы" уже заключило соглашение на производство двух опытных составов и 41 поезда в рамках серии. На данный момент сформирован кластер из 150 российских поставщиков из 36 регионов. "Эта цифра будет увеличиваться со временем, потому что число участников будет увеличиваться, но масштаб работ виден уже сейчас", — отметил Дмитрий Пумпянский.
Первые два цеха для сборки крупногабаритных деталей строят в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Ввод в эксплуатацию заводских мощностей намечен на 2026 год. Здесь уже освоили роботизированную сварку тележек, что обеспечивает прочность швов и геометрическую точность изделий. Ещё в одном строящемся корпусе будут собирать сам поезд для ВСМ.
Тестовые испытания высокоскоростных поездов начнутся через год после ввода заводских мощностей в эксплуатацию, в 2027 году. Обкатывать составы будут на участке 100 км Москва — Тверь. По данным Александра Мишарина, первый состав выйдет на рельсы в 2028 году в Петербурге, в этот год на сеть, по плану, выпустят все 43 поезда.
Наиболее сложной задачей Дмитрий Пумпянский называет создание двухсистемного тягового привода. Дело в том, что заезды в Москву и Петербург электрифицированы постоянным током 3 кВ, а основной участок трассы — переменным, 25 кВ. Со слов Дмитрия Пумпянского, с задачей по созданию двухсистемного тягового привода российские инженеры справились: смену тока пассажиры не заметят, поезд останавливаться не будет.
Цена вопроса
Реализацию концессионного соглашения оценивают в 2,349 трлн рублей. Из них 1,788 трлн дают частные инвесторы. В их числе негосударственные пенсионные фонды, а также Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ и Совкомбанк. Заключено соглашение на два синдицированных кредита: один на строительство инфраструктуры, другой на финансирование приобретения высокоскоростного подвижного состава. Срок концессии составит 40 лет.
Первый заместитель председателя правления ПАО "Сбербанк" Александр Ведяхин признался, что даже на него документ в 10 тыс. листов и "высотой в полтора метра", который кредитное учреждение подписало в конце 2024 года, произвёл большое впечатление. "Это самая большая концессия, с какой стороны ни посмотри на неё. И по количеству денег, и по количеству участников: поставлена тысяча подписей", — сообщил он.
Ни у одного российского банка "нет такого норматива достаточности, чтобы выдать деньги сразу", признался Александр Ведяхин. По его словам, в России вообще нет проектов с такой концентрацией риска. "Даже “Сбер” не может себе позволить так рисковать, поэтому делаем это все вместе", — сказал банкир.
По словам Александра Ведяхина, на операционную окупаемость проект ВСМ выйдет через 10 лет после начала функционирования, а стабильная возвратность инвестиций начнётся "ещё через 10 лет". Пассажиропоток, согласно расчётам, достигнет к 2030 году показателя 23 млн человек.
Минтранс между тем сообщил: за последний год решено построить не одну ВСМ, а пять. Они соединят Адлер, Минск, Екатеринбург (через Казань) и Рязань. "Экономические эффекты бизнес видит даже на этом небольшом пилотном первом участке: между Петербургом и Москвой", — отметил Роман Старовойт.