Петербургско–мурманский бизнес поделили между двумя партнёрами

Автор фото: ms-rus.com

Петербургский поставщик электростанций расстался с мурманским партнёром. Кирилл Фирсов стал единственным владельцем компании "Морские решения" с выручкой 1,8 млрд рублей.

Петербургский предприниматель Кирилл Фирсов и мурманчанин Антон Похмельных разделили бизнес в последних числах мая. С этого момента петербургское ООО "Морские решения" на 100% принадлежит Кириллу Фирсову, а мурманское ООО "Бриск" — Антону Похмельных. Ранее "Морские решения" и "Бриск" принадлежали бизнесменам в равных долях.

Расстались насовсем

"Морские решения" занимаются поставками энергетикам и флоту, выручка компании за 2024 год составила 1,8 млрд рублей. Под брендом "Группа компаний “МС Рус”" с "Морскими решениями" объединены ООО "Энергетические решения" и ООО "Инженерные решения". Все вместе они оказывают услуги проектирования, логистики, поставляют автомобили, приводы и в основном китайские газопоршневые электростанции Yuchai (производитель China Yuchai Group Limited), занимаются сервисным обслуживанием. В указанную на сайте "Морских решений" географию деятельности группы входят помимо Петербурга Москва, Калининград, Мурманск, Владивосток, Казань.
Кирилл Фирсов — единственный владелец всех трёх компаний. Среди последних достижений группы — проектирование, поставка и запуск газопоршневых электростанций в Подмосковье, на Ямале, в аэропорту Ижевска.
"Бриск" занимается проектированием в сфере судостроения. Среди исполненных проектов: обоснование возможности морской перевозки опасных грузов на теплоходе "Ястреб", концепт–проект многоцелевого морского портового буксира ледового класса Arc4, проект по переоборудованию рыболовного судна в краболовное для транспортировки живого краба. Два последних проекта предназначены для верфей в Южной Корее.
"Бриск" имеет представительство в Калининграде и показывает довольно скромные по сравнению с "Морскими решениями" финансовые результаты за 2024 год: выручка от продаж — 36,5 млн рублей. В конце марта Антон Похмельных зарегистрировал в Мурманске ООО "Бриск+" с профилем "оптовая торговля машинами и оборудованием", но об успехах говорить пока рано. В разговоре с автором текста Антон Похмельных назвал эту компанию "обычной технической" и рассказывать о связанных с ней планах не захотел.
Указанный в ЕГРЮЛ основной вид деятельности "Бриск+" — такой же, как у "Морских решений", с которыми Антон Похмельных расстался.

С Мурманском не по пути

"Морские решения" и "Бриск" отличаются исключительным отсутствием публичности. Компании не упоминаются даже в новостях отраслевых изданий, а новости об исполненных проектах, которые они публикуют на своих сайтах, не упоминают названия заказчиков этих проектов. Такой подход необычен — как правило, компании стараются показывать заказчиков, работы для которых успешно выполнены.
За 6 лет существования "Морские решения" умудрились ни разу не стать участником арбитражного спора, а "Бриск" всего один раз — в конце марта компания взыскала рублёвый эквивалент 190 тыс. евро с рыботоргового АО "УТРФ–Камчатка" из Петропавловска–Камчатского за разработку проектной документации для морозильного рыболовного траулера–процессора.
Попытки получить у Кирилла Фирсова и Антона Похмельных комментарии о причинах разделения бизнеса ни к чему не привели. Оба отказались, а на вопрос о наиболее ярких текущих контрактах "Морских решений" Кирилл Фирсов ответил: "К сожалению, не сможем такую информацию предоставить по ряду причин".
Разделение бизнеса "Морских решений" и "Бриска" совпало с ещё одним расколом петербургско–мурманской бизнес–конструкции. В середине апреля основной владелец петербургской проектной компании "Наутик Рус" исландец Алфред Тулиниус вышел из уставного капитала мурманского ООО "Помор Инжиниринг".
"Наутик Рус" проектирует рыболовецкие суда в основном для рыбопромышленной группы "Норебо", "Помор Инжиниринг" занимается проектным сопровождением текущих задач в сфере судостроения. В последний день февраля 2025 года из уставного капитала "Наутик Рус" вышел Артём Стропилов — его 16% долей приобрёл Алфред Тулиниус. Автору текста Артём Стропилов сказал, что работает теперь в "Морских решениях" техническим директором по судостроению.

"Недопустимо, чтобы верх брали эмоции и обиды…"

Судя по опубликованным на сайте "Морских решений" новостям, компания в основном занимается поставками китайских газопоршневых электростанций Yuchai. Генеральный директор ООО "Дизельзипсервис" (крупный поставщик судовых дизельных установок) Марина Карасёва считает, что это очень симптоматично для данного сектора российской промышленности.
"Российские производители проигрывают по цене и срокам. Реальных поставщиков по сути практически нет. Коломенский завод сильно отстаёт, иные отсутствуют. Дальнейшее отсутствие импортных пошлин и ограничений на ввоз приведёт к уничтожению отрасли производства малых электростанций в стране. Европейские поставщики ушли с нашего рынка из–за санкций, сейчас его полностью занимают китайцы. Российская промышленность никогда не встанет с колен в таком формате. Пока на строительство моста в Петербурге будут выделять 50 млрд рублей, а на строительство завода — 2 млрд, промышленность будет оставаться на запредельно низком уровне", — говорит руководитель "Дизельзипсервиса".
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов отмечает, что разделение бизнеса не является простой процедурой и требует учёта множества нюансов.
"Крайне важно, чтобы после разделения группы на несколько компаний, каждая из которых принадлежит кому–то из бывших партнёров, компании могли продолжать свой бизнес. Одно дело, когда они работают вместе для достижения общих целей, а совсем другое — раздельная деятельность, тут могут возникать элементы конкуренции, имущественные вопросы, которых не было в прошлом. Это касается пользования средствами производства (объекты недвижимости, оборудование), распределения выручки от работы с клиентами (как и самой клиентской базы), вопросов владения интеллектуальной собственностью и многого другого. Старые внутригрупповые соглашения между компаниями могут оказаться не рассчитанными на такую ситуацию, и придётся договариваться заново, но уже на рыночных условиях. Также не стоит забывать, что если у группы имелись общие долги (внешние или внутренние), не должно получиться так, что одни компании и их бенефициар несут на себе всё бремя, в то время как другие остаются, что называется, чистыми и пушистыми", — говорит эксперт.
Адвокат и налоговый консультант Елена Софинская считает, что сложности при разделе бизнеса чаще всего возникают из–за корпоративных конфликтов, без разрешения которых мирным путём разойтись не получается.
"Такое бывает: партнёры много лет идут вместе, “смотрят в одну сторону”, а потом расходятся по причине различного рода разногласий, изменившихся обстоятельств или смены интересов в бизнесе и жизни. Тут главное, на мой взгляд, помнить, что в бизнесе недопустимо, чтобы верх брали эмоции и обиды. Что касается денег, надо оставаться с трезвым умом. Если при разделе бизнеса каждый будет тянуть одеяло на себя и считать, что заработал и создал больше другого, неизбежны многолетние корпоративные споры в суде. В ситуации с “Морскими решениями” и “Бриском” всё выглядит так, будто сложностей нет — каждый забрал по компании и пошёл своим путём", — говорит эксперт.
Досье:
ООО "Морские решения" зарегистрировано в Петербурге в 2019 году. С конца мая компания целиком принадлежит её генеральному директору Кириллу Фирсову — на 75% напрямую, а 25% долей оформлены на саму компанию. Выручка "Морских решений" за 2024 год составила, по данным СПАРК, 1,8 млрд, профиль — "торговля оптовая прочими машинами и оборудованием".
ООО "Бриск" зарегистрировано в 2019 году в Мурманске. С середины мая единственный собственник компании — её генеральный директор Антон Похмельных. "Бриск" специализируется на научных исследованиях и разработках, выручка от продаж за прошлый год — 32,3 млн рублей.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.