Новый подход к развитию спортивных федераций России через KPI будет реализован безапелляционно и доведён до конца. Об этом рассказал глава Минспорта Михаил Дегтярёв в рамках профильной сессии на прошедшем Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ), обрушившись с жёсткой критикой на уже бывших спортивных управленцев страны.
По словам министра, "свою импотенцию некоторые из них прикрывали международными санкциями", когда по факту отвечать ни за что было не надо. В актуальных реалиях с новой спортивной управленческой элиты, в которую пришёл крупный бизнес, спросят по новым критериям — от количества встреч на международном уровне до внедрения представителей России в различные органы управления мировым спортом. Первые итоги, по словам Дегтярёва, будут подведены к началу следующего лета.
Национальные цели развития
За 13 месяцев, которые прошли со старта реформы, управляемость отраслью спорта уже укрепилась — по словам Михаила Дегтярёва в рамках сессии ПМЭФ, на "пульте управления" во вверенном ему ведомстве все кнопки, рычаги и лампочки работают. Основная задача преобразований — громкая и даже немного пафосная: достижение национальных целей развития, поскольку спорт прочно укрепился в статусе одного из основных государственных приоритетов. А достичь цели очень сложно, если ты ничем не управляешь, убеждён Дегтярёв. Отдельно министр отметил, что у руля спортивных федераций встали молодые энергичные предприниматели и крупные управленцы.
Свежим опытом работы в рамках новой стратегии поделился на сессии ПМЭФ президент Федерации водных видов спорта, известный предприниматель, в недавнем прошлом генеральный директор "Уралхима" Дмитрий Мазепин.
"Действительно, многие федерации в последнее время укрупнились, а Минспорта выставило нам это слово — KPI. У министерства есть достаточно большой бюджет, но, чтобы получить деньги, мы должны это заслужить. И я считаю, что это правильно. Потому что мы, как руководители федераций с опытом в бизнесе, должны работать на результат. А KPI и результат — это связанные истории. Это вовлечённость, массовость и медийность, которая сейчас очень важна. Потому что мы сейчас конкурируем с социальными сетями, кинотеатрами, различными онлайн–платформами и так далее. И для того чтобы детей и взрослых удержать в здоровом образе жизни, мы должны пропагандировать то, чем занимаемся", — убеждён Мазепин.
"Красный" пример для подражания
Управлять спортивной федерацией и управлять бизнесом — в этом есть очень много общего, считает свежеизбранный глава Федерации тяжёлой атлетики России Александр Винокуров, акционер, партнёр и президент инвестиционной компании Marathon Group. По его словам, в первую очередь важны правильные люди и правильные процессы, в которых эти люди взаимодействуют. А процесс работы внутри федерации, о котором Винокуров рассказал на сессии, действительно похож на бизнес–план.
“
"Мы изучили лучшие мировые практики, практики лучших спортивных федераций в нашей стране, у нас есть долгосрочная стратегия, в том числе KPI, который нам поставило министерство спорта. И есть тактические действия по реализации: нам важно, чтобы было кому заниматься тяжёлой атлетикой, чтобы были тренеры, которые будут готовить спортсменов, а также оснащённые залы для занятий, где можно тренироваться, — это вообще первоочередная задача", — рассказал Александр Винокуров.
Одним из успешных кейсов популяризации спорта, активно переплетённой с процессом монетизации, является программа развития хоккея "Красная машина". По словам одного из её идеологов — до недавнего времени главного тренера петербургского СКА Романа Ротенберга, вокруг программы уже создана благоприятная среда для работы со спонсорами, в частности, с таким гигантом, как "Норникель".
"Соглашусь с мнением, что мы конкурируем за внимание в индустрии развлечений и с другими видами спорта. И это даёт нам возможность привлекать партнёров, компании, искать возможность монетизации и таких рыночных инструментов, чтобы хоккей был привлекателен на фоне других видов спорта", — резюмировал один из представителей семейной бизнес–империи Ротенбергов.
Бренд под коммерциализацию
Ярким примером того, как работала система подготовки спортсменов на примере Федерации триатлона России до реформы Минспорта, поделилась глава федерации Ксения Шойгу. По её словам, в момент прихода на должность было невозможно понять, сколько вообще детей занималось в стране триатлоном. А официальная статистика отчаянно спорила с реальным присутствием спортсменов на соревнованиях.
Проще говоря, ребёнок как будто бы занимается, но связи с ним нет, как и понимания, а стоит ли государству продолжать тратить деньги на его подготовку. И по факту такие дети зачастую являлись лишь "бумажным" доказательством того, что у их тренера есть работа. Кроме того, существовала проблема параллельных зачётов, когда один спортсмен мог "принадлежать" сразу нескольким субъектам, что рождало непонимание того, например, в какой пропорции эти субъекты должны финансировать его подготовку. И какой субъект по итогу явился "кузницей" этого кадра. После года, прожитого в новых реалиях реформы, всё пришло к порядку, отмечает Ксения Шойгу.
“
"Раньше, когда мы сдавали стратегию развития федерации, на ней просто менялся год, потому что её никто никогда всерьёз не рассматривал как документ, на который стоит обратить внимание. Теперь нам дали возможность написать стратегию, защитить её и уже под это получить финансирование. И если говорить о том, должен ли спорт быть бизнесом, — на мой взгляд, конечно да. А сам бренд конкретного вида должен давать возможность коммерциализации", — убеждена Шойгу.
Инвестиции в микроклимат
Одним из принципиальных моментов реализации реформы управления спортом является тесное и эффективное сотрудничество с регионами страны. Потому что создавать качество жизни и соответствующую инфраструктуру в одиночку не сможет ни один губернатор — в этом, в частности, убеждён глава Пермского края Дмитрий Махонин. А вот в совокупности с бизнес–сообществом это становится реальным. При этом крупные инвестиции предпринимателей в то или иное спортивное событие Махонин не считает безвозвратными.
"Самочувствие людей, качество жизни, в том числе работников этих предприятий, которые вложились в какое–то событие деньгами, будут улучшаться. И этот позитивный микроклимат в коллективе позволит на должном уровне решать те задачи, которые стоят перед тем или иным сегментом бизнеса", — уверен Махонин.
По мнению коллеги Махонина губернатора Тульской области Дмитрия Миляева, помимо зрелищности самих спортивных мероприятий и качества их подготовки частные управляющие партнёры могли бы привлекать на них зрителей. Поскольку множество соревнований зачастую проходят при пустых трибунах.
"Вопросы информирования очень важны, поскольку различных мероприятий и соревнований проводится достаточно много, они разноуровневые — муниципальные, региональные, федеральные и так далее. А всегда ли доходит информация о проведении этих мероприятий? Это вопрос достаточно серьёзный. Потому что для любого спортсмена всегда непросто, когда ты борешься со своими конкурентами, но при этом не наблюдаешь на трибунах болельщиков. И здесь есть над чем работать", — заключил Миляев.