Российские кинотеатры перешли на сказки, популярные франшизы и блокбастеры

Кадр из фильма "Финист. Первый богатырь"

В первом полугодии россияне смотрели в кинотеатрах сказки, продолжения популярных франшиз и блокбастеры.

Заканчивается первая половина года. "ДП" подводит предварительные итоги отечественного кинопроката за этот период.

Новогодние сказки

Январь открылся новогодней битвой между девочкой Элли с собачкой Тотошкой ("Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича") и богатырём Финистом ("Финист. Первый богатырь"). Третьим участником в сражении за внимание зрителей стали многофигурные "Ёлки" под номером 11. Три фильма в совокупности собрали 7,3 млрд рублей. Больше всего внимания досталось экранизации по мотивам сказки Александра Волкова (3,3 млрд).
Тем не менее сиквелы и франшизы по–прежнему работают эффективно. "Ёлки", уже второй десяток лет не сходящие с киноэкранов, — самый яркий тому пример. Меняются сценаристы и режиссёры, но одно остаётся неизменным — умилительная интонация, переходящая из фильма в фильм. Добавить к этому популярных на текущий момент артистов — и интерес самой широкой аудитории гарантирован.
В новых "Ёлках" задействовали турецкую кинозвезду Бурака Озчивита и Рузиля Минекаева ("Слово пацана"). Успех "Финиста" также закономерен — фильм является частью богатырской киновселенной, к которой публику основательно приучили. К тому же и здесь задействовано предостаточно актёров первого ряда, кратно повышающих цитируемость и узнаваемость.
"Волшебник Изумрудного города" проигрывал конкурентам в звёздности имен — самой узнаваемой оказалась Светлана Ходченкова, сыгравшая злую колдунью Бастинду. Интерес к фильму оказался высок по причине свежести истории и достаточно высокой известности писателя Александра Волкова среди аудитории старше 35 лет. Правда, зрители шли в расчёте увидеть полноценную версию книги. Но в финале выяснялось — конца ещё не видно. Это вызвало недовольство части посмотревших и, вероятно, сократило потенциальную аудиторию второй части.
Всего за время новогодних праздников 2025 года было продано 12,89 млн билетов на общую сумму 6,2 млрд рублей. В прошлом же году за этот период соотношение вышло таким — 14,77 млн билетов на 5,8 млрд рублей. Нетрудно заметить, что сборы увеличиваются благодаря не притоку зрителей, а повышению цен на билеты.

Пушкин, Батый и чекисты

После зимних праздников кинотеатры предложили зрителям комедию "Василий" с раздвоившимся Александром Петровым (актёр сыграл братьев–близнецов). Главными факторами, привлекающими аудиторию в кинозалы, должны были стать имя артиста и экзотическое место действия (Мексика). Но не сработало. На фоне миллиардных сборов новогоднего проката кассовые достижения фильма Дмитрия Литвиненко вышли куда скромнее: с 2088 экранов удалось собрать всего 213 млн рублей при бюджете 650 млн.
Ещё неудачнее прошёл исторический боевик Константина Буслова "Злой город". История двухмесячного противостояния небольшого Козельска и войска хана Батыя давно заслуживала переноса на экран. Но явно не с таким кассовым исходом: при бюджете 1,1 млрд рублей фильм смог собрать только 394,3 млн.
Зато байопик Феликса Умарова "Пророк. История Александра Пушкина" прошёл успешно. История солнца русской поэзии, рассказанная без пафоса и придыхания, языком рэпа и клипа, собрала 1,6 млрд рублей (при бюджете 800 млн). Решающее значение сыграло участие Юры Борисова, исполнившего заглавную роль. К моменту релиза актёр уже числился среди оскаровских номинантов и интерес к его проектам возрос кратно.
Конкуренцию "Пророку" попытался составить "Красный шёлк", в котором идейно неустойчивые чекисты и бывшие белогвардейцы ищут по всему Транссибирскому экспрессу разномастных шпионов и расследуют убийства, но безрезультатно. При бюджете почти в 800 млн рублей фильм Андрея Волгина принёс в кассы 688,6 млн. Правда, авторов неудача не остановила — в 2027 году нас ждёт продолжение "Чёрный шелк" с Максимом Матвеевым в роли Рихарда Зорге.

Атака из глубин

Потеснить с верхних строчек кассовых чартов пророчествующего поэта удалось очередной сказке. Стартовавшая в канун Международного женского дня "Царевна–лягушка" ожидаемо перетянула зрительское внимание на себя. Известный сюжет старательно осовременили. Царь и Кощей Бессмертный — бизнесмены. Лягушке прилетает не стрелой, а мячиком для гольфа. Иван–царевич клянчит у отца деньги на стартап и так далее.
На главные роли позвали сверхузнаваемого Никиту Кологривого (Кощей), Виктора Логинова (царь–отец), Валентину Ляпину (лягушка, она же Василиса Прекрасная) и Александра Метёлкина (Иван–царевич). Последний уже успел засветиться в другой сказке, собравшей свои миллиарды в прошлом году, — "Летучий корабль". Художественный результат работы режиссёра Александра Амирова вряд ли способен выдержать конструктивную критику. Кассовый исход, впрочем, тоже трудно назвать позитивным: на сегодня (фильм ещё прокатывается) сборы составляют 593 млн рублей.
Дальше вереницей пошли фильмы, проходящие под общим грифом "для семейной аудитории". Сиквел истории про овчарку Альму–Пальму. Фантастическая комедия про доброго инопланетянина Ждуна, чей корабль занесло на Землю. Продолжение маскулинного "Бати" — теперь про батю бати. Все они на протяжении нескольких недель по очереди обходили друг друга, пока на экранах не появился "Кракен" — фильм про подводников, бесстрашно вступающих в схватку с доселе неведомым морским чудищем, наделённым могучим интеллектом и полезной способностью растворяться в морской мгле.
Единственным фильмом, сумевшим сдвинуть творение Николая Лебедева с верхней строчки бокс–офиса, стала экранизация повести Бориса Васильева "В списках не значился". Зрелищный киноэпос о защитниках Брестской крепости вышел 1 мая ив первый же прокатный уик–энд собрал 235,9 млн рублей.
С началом лета кинотеатры вновь призывают в залы семейную аудиторию, наперебой предлагая современную историю про отцов и детей ("На деревню дедушке" с Юрием Стояновым), историю про попаданцев ("“Артек”. Сквозь столетия"), очередной фильм про спорт и жизнь ("Больше чем футбол"), романтическую комедию ("Притворись моим мужем") и анимационный сиквел сиквела ("Три богатыря. Ни дня без подвига — 2").
Блокбастеры отечественного изготовления предлагать пока не торопятся, но лето ведь только началось.

Запоздалые итоги

Между тем 16 июня на заседании коллегии министерства культуры огласили итоговую киностатистику за 2024 год.
Согласно официальным данным, сборы отечественных картин составили свыше 36 млрд рублей. Вклад в кассу сделали 214 российских фильмов.
Цифры выглядели бы вполне оптимистично, если бы не несколько но. Жанровое разнообразие за последние пару лет катастрофически сузилось, и первенство на этой короткой скамейке у сказок, по–прежнему в изобилии поставляемых в кинозалы. Герои и сюжеты тоже не поражают многообразием. Стоимость билетов продолжает упорно расти, а интерес аудитории — наоборот.
Что ждёт кинотеатры и зрителей дальше? В том же отчёте Минкульт сообщил о запуске в производство 151 кинокартины. 23 июня стартует серия питчингов в рамках третьего этапа отборов на предоставление субсидий для поддержки производства национальных фильмов. В первый день представят сюжеты 81 полнометражного фильма. Победившие покажут результаты через 2–3 года. Однако вряд ли они сумеют удивить.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.