Чтобы выпустить свои проекты на международную аудиторию, российским игровым студиям приходится проявлять чудеса изобретательности.
Последние годы выход на международный рынок для российских геймдев–студий крайне осложнён. Причём критические проблемы возникают не только с заключением новых контрактов, но и с работой по уже действующим. Между тем именно доступ к большой, всемирной аудитории — ключевое условие, необходимое для развития отрасли. Пытаясь преодолеть возникшие барьеры, предприниматели действуют различными путями.
Имена в титрах
Студия "Играющие кошки" в 2017 году выпустила игру "Сирия: Русская буря" (Syrian Warfare), которая имела довольно заметный успех на Западе. После этого представители британской компании Slitherine Software предложили сделать совместный продукт.
"Британцы изначально были настроены на работу по лицензии и предложили на выбор несколько вариантов. После нескольких месяцев обсуждений мы остановились на легендарной вселенной Terminator. В 2019 году начали работать над проектом", — рассказывает директор по развитию компании "Играющие кошки" Виталий Шутов.
В 2022 году этот контракт всё ещё действовал и работа над проектом кипела. Однако возникли серьёзные проблемы с проведением платежей, а также, по словам Виталия Шутова, иностранные активисты начали собирать подписи за запрет их проекта, так как прошлые игры компании были "слишком пророссийскими".
В результате контракт всё же пришлось расторгнуть и доработка игры проводилась уже за пределами РФ. Тем не менее из–за решающего вклада российских разработчиков их имена можно увидеть в титрах проекта "Terminator: Dark Fate — Defiance", который вышел в 2024 году. Среди обсуждений в геймерской среде можно увидеть как намёки, так и прямые высказывания о том, что российские разработчики работали над игрой до финального этапа и даже, возможно, работают до сих пор. Но "Играющие кошки" это отрицают.
"Сейчас прошло уже больше года после релиза, вышло крупное дополнение, на подходе второе. Мы следим за судьбой проекта и радуемся его успехам. Сейчас у нас нет каких–то действующих контрактов со Slitherine или любым другим западным издателем", — подчёркивает Виталий Шутов.
В поисках инвестора
Раньше российские студии всеми силами стремились заключить контракт с кем–то из западных издателей. Однако с 2022 года им чаще приходится заниматься поисками российского инвестора.
"Западный издатель сейчас менее интересен, чем российский, так как именно у наших появилась конкурентная функция: помощь с выходом на зарубежные рынки", — делится одной из важнейших причин глава студии Hoolignomes Катерина Чиркова.
При этом сами Hoolignomes остаются независимыми и к услугам издателей — ни заграничных, ни российских — для продажи своих продуктов не прибегают. В их случае первично желание продолжать полностью самостоятельно работать как над проектом, так и над его продвижением.
Некоторые отечественные издатели готовы взять интересный проект для продвижения даже бесплатно. Но, по словам Виталия Шутова, высока вероятность, что такой "инвестор" не будет прикладывать каких–то значимых усилий для продвижения и увеличения продаж. Компания просто "добивает" свой портфель.
"И всё же издателей сейчас стоит искать в России. Тем более что и государство достаточно активно подключилось к развитию игровой индустрии и предлагает немало опций и грантов как регионального, так и федерального уровня", — тем не менее замечает эксперт.
Институт развития интернета (ИРИ) с 2020 года распределяет субсидии, выделяемые из госбюджета на различные социально значимые проекты. Но далеко не каждая игра может рассчитывать на такие инвестиции. Требуется идейное наполнение проекта, которое устроит представителей ИРИ.
"У них есть свои условия и график. Мы пока не прибегали к их поддержке. В инди, считаю, если есть возможность делать без заёмных средств — делай", — рассказывает Катерина Чиркова. Но в целом об ИРИ она высказывается положительно.
У некоторых отечественных команд разработчиков возникает вопрос: можно ли сделать проект, который профинансирует ИРИ, так как посчитает его социально значимым, а в дальнейшем продавать его на международном рынке? Ведь санкции направлены и на российскую "мягкую силу"? Ответ — вполне.
“
"Самый простой способ продавать на западном рынке — пользоваться западными же платформами. Это несколько осложнено в силу ограничений, связанных с трансграничными банковскими переводами, но способ ходовой. А в ИРИ пошли навстречу разработчикам — теперь есть опция подачи заявки с возможностью не показывать факт получения государственного гранта", — поясняет директор Ассоциации игровой индустрии Владимир Прокуронов.
ИРИ — один из немногих российских инвесторов, готовых вложить средства в не востребованные остальными отечественными издателями жанры одиночных игр. Именно среди них встречаются амбициозные проекты, общепринято относимые к искусству. Однако высокооценённых бестселлеров под патронатом ИРИ пока что нет.
На пользу российскому геймдеву идёт и то, что русская культура вызывает немалый интерес за границей. По словам Катерины Чирковой, она уже наблюдает радость и удивление от иностранных игроков, оценивших проекты её студии. "Поляки, французы, китайцы и прочие узнают сделанные нами отсылки, например, к пионерии или русским сказкам, но при этом мы говорим с ними на понятном, международном языке", — подчёркивает она.
Но чтобы достичь коммерческого успеха, важно вкладывать значительные средства в продвижение. "Основные расходы помимо самой разработки — это маркетинг. Недостаточно выпустить хорошую игру, её нужно показать людям. Тут могу привести аналогию с ремонтом квартиры. Купить квартиру — полдела. Хочешь хорошо жить — закладывай ещё 30–50% от стоимости квартиры на ремонт. То же соотношение касается разработки и маркетинга", — рассуждает опытом Катерина Чиркова.
Стартовая площадка
Самым слабым местом отечественного геймдева сегодня остаются площадки дистрибуции. "Steam как был, так и остаётся фактически единственной площадкой для выпуска игр, если вы рассчитываете зарабатывать деньги. К сожалению, разница между продажами в Steam и любой локальной площадкой, например VK play, настолько колоссальная, что пока иных вариантов просто не существует", — предупреждает Виталий Шутов.
Чтобы выйти на международный рынок, крупным проектам приходится прикрываться корпоративной вуалью зарубежных юрисдикций или же полностью релоцировать своих сотрудников в другие страны. Особенно когда речь идёт о сотрудничестве с ранее популярными в России западными издателями.
“
"Для средних компаний нет серьёзных проблем с выводом своих продуктов на западные рынки. Они регистрируют бизнес в дружественных или нейтральных юрисдикциях. В то же время для инди–команд геополитическая ситуация стала крайне серьёзным заградительным барьером, ведь не у всех есть $5–20 тыс. на регистрацию иностранного юрлица, открытие счетов и аренду помещений. К счастью для нас, сохраняются дружественные к российским разработчикам площадки", — делится наблюдениями основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов.