Покупать готовую еду более экологично, чем самостоятельно готовить дома. Так считают аналитики рынка и представители крупного ретейла. Но профессиональные экологи относятся к этому тезису с осторожностью.
Аналитики национального центра спасения еды и заботы об экологии "Фудшеринг" выяснили, что домашнее приготовление пищи создаёт слишком много отходов и упаковки в перерасчёте на одну порцию. Согласно их выводам, на 100 г готового блюда может приходиться 15–27 г пищевых отходов. Это происходит из–за того, что люди часто ошибаются в прогнозировании собственного потребления и планировании покупок. В результате лишнее портится и отправляется в отходы.
Захватить на бегу
"Готовая еда из ретейла и общепита может сокращать пищевые отходы и отходы упаковки (в сравнении с моделью домашнего приготовления) за счёт более точного прогнозирования спроса и оптимального использования ингредиентов, которые закупаются в оптовой таре", — говорится в исследовании.
Однако появление доставки на транспорте с двигателем внутреннего сгорания в потребительских сценариях способно практически обнулить этот эффект. Ведь в результате создаётся дополнительная нагрузка на транспорт и увеличиваются выбросы вредных веществ в атмосферу, отмечают аналитики. Кроме того, некоторые организации общественного питания и сервисы доставки склонны избыточно упаковывать продукт, используя многослойные трудноперерабатываемые типы материалов, в том числе со слоем фольги. Отходы также увеличивает добавление в заказ одноразовых приборов. Таким образом, наиболее энергоэффективной, по мнению "Фудшеринга", оказывается готовая еда, приобретаемая в магазинах и супермаркетах по пути стандартных маршрутов без дополнительной транспортной упаковки.
Устойчивый рост
Крупные ретейлеры согласны с тем, что выбор в пользу готовой еды — более экологичное решение. В пресс–службе Х5 Group считают, что, приобретая готовую еду, покупатель получает ровно ту порцию, которую собирается съесть, тем самым снижая уровень пищевых отходов и лишней упаковки.
Главный технолог сети гипермаркетов "О’Кей" Инесса Гладкова отмечает, что доля мусора также уменьшается и на этапе приготовления. Ведь промышленное производство позволяет точнее рассчитать объём необходимых ингредиентов.
“
"Однако стоит отметить, что всё вышесказанное не указывает на то, что стоит полностью отказываться от домашней еды в пользу готовых решений. Важно учитывать принципы осознанного потребления и разумно планировать покупки. Только комплексный подход поможет значительно снизить нагрузку на экологию", — подчёркивает эксперт.
При этом сегмент продаж готовой еды не перестаёт расти. В пресс–службе Х5 Group говорят, что в 2024 году спрос на готовые блюда в их магазинах вырос в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. К 2029 году ожидается трёхкратный рост продаж в этой категории.
Инесса Гладкова отмечает, что по итогам 2024 года спрос на готовую еду в сети гипермаркетов "О’Кей" вырос в среднем на 10%. Положительная динамика также ожидается и в этом году.
"На данный момент одним из самых быстрорастущих сегментов являются порционные вторые блюда. Также спрос на готовый шашлык в первом полугодии 2025 года вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Категория “фаст–фуд” также набирает обороты — продажи готовых хот–догов, бургеров, сэндвичей и роллов увеличились на 12% за 2025 год", — рассказывает она.
В сфере доставки готовой еды также наблюдается осторожное возвращение к прежнему росту спроса (+20% год к году), добавляет основатель сервиса доставки правильной еды Justfood Сергей Королёв. Кроме того, происходит некоторое перераспределение интереса покупателей в сторону более бюджетных линеек питания, уточняет он. Сергей Королёв считает, что коммерческие кухни, закупая продукты оптом, возможно даже у местных поставщиков, способны экономить энергию и воду в пересчёте на производство единицы продукции. Однако не стоит забывать о том, что, по данным статистики, около 76 млн тонн (почти 50% всего продаваемого) товара ежегодно выбрасывается.
Не так однозначно
Экологи настороженно смотрят на выдвинутый тезис о большей безопасности готовой еды для окружающей среды. Эксперт органа по сертификации "Экологический союз" Елизавета Карташова рассказывает, что высокие показатели списания действительно имеют место в отдельных точках. Это, как правило, указывает на слабую организацию процессов: ошибки в прогнозировании, неэффективную логистику, недостаточное понимание локального спроса.
“
"Сегмент готовой еды особенно чувствителен к внешним факторам — погоде, праздникам, событиям в соцсетях, — что затрудняет точный расчёт объёмов. Вдобавок в ретейле действуют строгие стандарты свежести: нередко списываются блюда, ещё пригодные в пищу. Плюс к этому логистические потери, особенно при хранении охлаждённых блюд: целая партия может быть списана из–за сбоя холодильного оборудования. Несмотря на потенциал индустрии готовой еды к снижению пищевых потерь, в реальности многое зависит от качества управления и конкретных условий на местах", — уточняет она.
При этом эксперт не отрицает, что утверждение о большей экологичности готовой еды можно считать частично верным. Но это возможно только при совпадении множества факторов. "При определённых условиях доставка и покупка готовой еды действительно могут давать меньше пищевых и упаковочных отходов, чем домашняя готовка. Это особенно верно для людей, не умеющих точно рассчитывать порции или часто выбрасывающих остатки продуктов. Но для экологически осознанных людей, умеющих планировать покупки, выбирать сезонные и местные фрукты и овощи, минимизировать упаковку, готовить из остатков, домашняя кухня может быть не менее, а иногда и более экологичной альтернативой", — говорит она.
Эксперты полагают, что в дальнейшем развитие популярности доставки готовой еды будет иметь комплексное влияние на экологию страны. Это будет включать как положительные, так и отрицательные аспекты. По словам Елизаветы Карташовой, готовая еда может быть экологичнее в плане энергоэффективности приготовления и уменьшения пищевых отходов. Но она проигрывает из–за упаковки и транспорта.
"В долгосрочной перспективе экологический эффект от популяризации доставки еды будет зависеть от того, насколько быстро и масштабно индустрия перейдёт на устойчивые модели: сокращение и оптимизацию упаковки, экологичный транспорт, развитие систем переработки и просвещение потребителей. Без этих изменений рост доставки может усугубить проблему отходов и выбросов", — резюмирует эксперт.