Минстрой намерен ужесточить процедуру приёмки в новых квартирах, сообщил на Петербургском международном юридическом форуме директор правового департамента ведомства Олег Сперанский.
Специалистов, которые занимаются выявлением недочётов при приёмке, Минстрой намерен обязать получать профильное образование.
Сперанский не стал уточнять конкретные требования к специалистам и этап проработки этой идеи, а также поправки и закон, о котором идёт речь.
Цель преобразований, уточнил чиновник, — ограждение от "потребительского экстремизма", при котором организованные группы юристов инициируют судебные тяжбы с компаниями для получения прибыли, а не защищают нарушенные права потребителей. Такие специалисты действуют на основании доверенности от собственников жилья на представление их интересов.
Практика же, уверены в Минстрое, сводится к подаче исковых заявлений со стороны таких лиц, которые манипулируют заключениями специалистов-приёмщиков.
Сперанский полагает, что после фиксации замечаний от приёмщиков и дальнейшего устранения недочётов застройщиками стороны соглашаются об отсутствии претензий к жилью. Далее покупатели въезжают и параллельно подают иск в суд на некачественно оказанные в ходе исправления замечаний услуги.
Истцы-собственники, продолжил спикер, оспаривают акт приёмки и ссылаются на отсутствие своих возможностей в профессиональной оценке исправления замечаний, которые устранил застройщик. А судебная практика сводится к защите более слабой стороны — потребителя. В конечном итоге всё завершается тем, что застройщик должен выплачивать материальную компенсацию потребителю.
“
"По экспертным оценкам, 60% договоров долевого участия в столичном регионе подают иски в суды, причём в регионах эта доля меньше и не превышает 10%, потому что деньги не те", — добавил Сперанский.
В настоящее время законодательство не обязывает приёмщиков иметь профильное образование и документы, которые необходимо представить девелоперам перед оценкой квартиры, уточняют "Известия".
"Деловой Петербург" рассказывал о недовольстве девелопмента случаями "потребительского экстремизма" при приёмке квартир: застройщики просили власти ввести конкретный перечень требований к квартирам с механизмами решения подобных споров.
В Северной столице же за последние 2 года выросло количество жалоб на окна при приёмке квартир: в 2024 году показатель вырос на четверть.