Государственные гранты и льготы оказываются доступны только крупным студиям игровой индустрии. Малые компании–разработчики сталкиваются с непреодолимыми препятствиями и вынуждены искать деньги на стороне.
Компаниям из игровой индустрии доступны несколько категорий льгот и мер господдержки. Регуляторные — налоговые льготы, возмещение затрат и т. д. Финансовые — гранты, субсидии, инвестиции. В крупных регионах доступны также инфраструктурные меры поддержки — технопарки, ОЭЗ, акселераторы, инкубаторы. Работают некоторые программы помощи по акселерации продукта и его продвижению на зарубежные рынки, стажировки и поддержка от российских платформ.
Об этом говорится в совместном исследовании Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ), АНО "Институт развития интернета" (АНО "ИРИ") и юридической компании "ЭБР" при поддержке фонда "Сколково".
Бюрократия не по силам
Как отмечают аналитики, чаще всего представители игровой индустрии обращаются за грантами и налоговыми льготами. При этом получает поддержку лишь каждый седьмой. По мнению опрошенных участников рынка, виной всему слишком жёсткие требования (58%) и сложность оформления документов (57%).
CEO Solar Pixel Денис Гончаров поделился с "ДП", что студия–разработчик подавалась на гранты Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) и ИРИ. Исходя из собственного опыта, он тоже считает, что критерии завышены.
"Особенно тяжёлыми оказываются требования по отчётности, наличию собственного финансирования или обеспечения (залога), а также строгие условия по количеству сотрудников и финансовым показателям, которые молодым или небольшим студиям выполнить сложно", — рассказывает Денис Гончаров.
Генеральный директор Eudokia Games Константин Кондюков отмечает, что льготы малым компаниям тяжело получить из–за того, что они не в состоянии пройти все бюрократические процедуры ввиду ограниченного количества работников. "В итоге многие предприниматели выбирают фокус на извлечение прибыли. А потом уже нанимают профессионалов, которые занимаются льготами, чтобы оптимизировать налоги, страховые взносы и т. д.", — резюмирует эксперт.
Директор по развитию бизнеса ГК "Леста Игры" Гаухар Алдиярова отмечает, что в отличие от маленьких студий крупные разработчики, имеющие отдельные юридические и финансовые департаменты, испытывают куда меньше затруднений.
Преподаватель программы "Менеджмент игровых проектов" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, основатель Vengeance Games LLC Константин Сахнов считает, что, хотя требования высоки, вполне нормально, что ради государственных грантов и заказов необходимо готовить отчётность и выполнять требования соответствующих структур.
"Основная проблема разработчиков в том, что желающих получить поддержку в сотни раз больше, чем количество предусмотренных грантов. При этом суммы поддержки невелики. Я же не считаю это проблемой. Важно понимать, что госзаказ на игры — это не массовая история поддержки индустрии. Он не направлен на то, чтобы профинансировать тысячи инди–игр", — говорит эксперт.
Он отмечает, что государственная поддержка сейчас больше нацелена не на коммерческие проекты, а на патриотические, культурные и образовательные, что вполне логично. По мнению Константина Сахнова, индустрии не хватает именно институциональных фондов, которые были бы заинтересованы в том, чтобы вложиться в разработку крупных игр с бюджетом от $1 млн до $10 млн.
В то же время существуют меры поддержки, прорабатываемые московским Агентством креативных индустрий (АКИ) и игровым кластером в Сколково. И это уже более массовый инструмент для коммерческих продуктов. Он не решает проблему финансирования, потому что это не является его целью, но справляется именно с поддержкой отрасли на этапе формирования игровых стартапов, у которых уже есть инвестиции, отмечает эксперт.
Есть и другие варианты. Например, студия Vengeance Games LLC привлекала инвестиции от частных китайских инвесторов.
Продвижение дороже создания
Несмотря на необходимость грантов и льгот, для участников игровой индустрии намного ценнее оказалась помощь в продвижении продукта. В исследовании эта мера заняла первое место в рейтинге полезности.
Гаухар Алдияров выделяет, что стоимость рекламы совершенно нового продукта может приближаться и даже в несколько раз превышать затраты на разработку. К тому же вести маркетинговые кампании стало дороже и сложнее, хотя интеграции у тех же блогеров и стримеров дешевле, чем за рубежом.
"Помимо регулярно поднимающихся цен, например на наружную рекламу, есть и дополнительные факторы. Это введённый рекламный сбор 3% на интернет–рекламу, требования по маркировке (и отчётности), усложняющие процесс и повышающие общую стоимость ведения кампаний, требующие человеческих ресурсов. Не стоит забывать, что и количество самих рекламных инструментов конкретно в России ограничено на данный момент в связи с санкциями. Отсюда и отсутствие выбора, конкуренции, достаточно быстрое повышение цен", — рассуждает эксперт.
Петербург не в лидерах
В исследовании особо отмечается, что региональная инфраструктура в стране развивается неравномерно.
Сильная база за пределами Москвы есть в Татарстане, Якутии, Калужской области, но в других регионах разработчики сталкиваются с недостатком местных технопарков, акселераторов, инвесторов и экспертов. К сожалению, Петербург не стал исключением.
СЕО Infinite Art Solutions Алексей Печенин подчёркивает, что Петербург отстаёт от Москвы по числу сделок в геймдеве из–за ориентации инвесторов на "традиционные" стартапы (биотех, SaaS). Тогда как в Азии 60% венчурных фондов имеют отдельный фокус на игры. Мешает и отсутствие нескольких громких историй успеха, которые могли бы привлечь внимание к региону и индустрии.
Константин Кондюков считает, что городу не хватает прямой поддержки разработчиков, как это происходит в столице через АКИ, которое напрямую поддерживает разработчиков видеоигр, организует их поездки на международные выставки.
В итоге государству удалось отстроить систему поддержки, но преимущественно для крупных компаний.
Гаухар Алдияров считает, что эта задача была первостепенной, поскольку многие зарубежные разработчики ушли с рынка, увезли сотрудников и компетенции и важно было не дать схлопнуться крупнейшим работодателям.
"Вслед за этим логично было бы наладить механизмы поддержки небольших студий и начинающих разработчиков. Я неоднократно говорил, что поддержка нужна в первую очередь молодым студиям и начинающим энтузиастам с горящими глазами", — рассуждает эксперт.