Высокая ключевая ставка ЦБ замедлила темпы роста петербургской экономики

Усилия Центробанка по борьбе с перегревом экономики по итогам I квартала 2025 года дали заметные результаты. Отразилось это и на экономике Петербурга — замедление темпов роста прослеживается в большинстве отраслей.

Согласно предварительной оценке Росстата, российская экономика за первые 3 месяца 2025 года выросла на 1,4%. Это более пессимистичная оценка, чем даёт Минэкономразвития (1,7%) и ЦБ РФ (2%). Также бросается в глаза, что квартальный рост ВВП уже довольно давно не опускался ниже 3%. В IV квартале 2024 года, например, он составлял 4,5%. Впрочем, у статистиков ещё есть время подумать — официальный отчёт они опубликуют только 18 июня.
Тем временем Петростат уже разместил на своём сайте доклад об итогах социально–экономического развития Петербурга и Ленинградской области в январе–марте 2025 года. Эти данные показывают, что экономика двух регионов продолжает расти, но тоже постепенно сбавляет темпы.

Выехали на китайцах

Индекс промышленного производства в Петербурге за I квартал составил 106,7%, хотя за последнее время все уже привыкли к тому, что он регулярно прибавляет по десять с лишним процентов. В Ленобласти показатели ещё скромнее — всего 100,2%. При этом и в городе, и в области сильнее всего улучшились позиции машиностроителей.
Успехи автопрома можно объяснить низкой базой в начале прошлого года. Ключевые городские предприятия отрасли — бывшие заводы Nissan и Hyundai — перезапустились в конце января — феврале и уже позже вышли на производственные мощности. В Ленобласти же в конце года возобновили производство два крупных предприятия, выпускающие комплектующие для автомобилей.
В структуре оборота организаций Петербурга пятая часть приходится на обрабатывающие производства. Больше всего обороты выросли у производителей изделий из кожи (в 1,6 раза относительно января–марта 2024 года), прочих транспортных средств (+32%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+23%), компьютеров, электронных и оптических изделий (+26%). Сильно показатель упал в производстве одежды — в 2 раза.
Несколько иная картина в области. Там доля обрабатывающих производств составила почти половину. Модная индустрия оказалась в топе: обороты кожевенников выросли в 3,6 раза, а производителей одежды — в 1,5. Примерно так же (+40–60%) нарастили свой результат производства изделий из дерева и пробки (кроме мебели, изделий из соломки и материалов для плетения), автопром и сегмент машин и оборудования, не включённых в другие группировки. Падением закончили период региональные текстильщики, оборот которых составил 37% от прошлогоднего результата.
Петербургские промышленники за 3 месяца отгрузили товаров на 1,23 трлн рублей, это больше на 16%, чем на старте 2024 года. Максимальный прирост показали кожевенники (в 1,8 раза), производители автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов; прочих транспортных средств и оборудования; готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (все — в 1,6 раза). Среди аутсайдеров вновь встречаем сегмент одежды — сокращение почти на 40%.
Областная промышленность осуществила отгрузку на 532 млрд, повысив показатель на 23%. В авангарде те же "лица" — кожаные изделия (в 3,4 раза), автопром (вдвое), одежда (в 1,5 раза). Также в полтора раза больше было отгружено кокса и нефтепродуктов.
"После того как ушли иностранные компании, очень много времени понадобилось для того, чтобы договориться с китайцами по поводу поставки комплектующих и вообще договориться с ними о взаимодействии. Если говорить про бывший Hyundai, сейчас под брендом Solaris они продолжают выпускать авто, что тоже, естественно, невозможно было бы осуществить без того, чтобы договориться с компанией Hyundai. В любом случае на это понадобилось время, и немало", — отмечает доцент кафедры экономики Президентской академии в Санкт–Петербурге Артём Голубев.
Автор: Сергей Ермохин / "ДП"

Метры притормозили

Для сферы жилой недвижимости I квартал 2025 года в целом оказался хуже предыдущих. В январе–марте 2025 года в Санкт–Петербурге было продано всего 7313 квартир по ДДУ против 11 789 годом ранее — снижение на 38%. В денежном выражении выручка застройщиков сократилась на 30% — с 114,8 млрд до 80,6 млрд рублей.
Если в 2024 году около 74% покупок оформлялось в ипотеку, то в 2025–м — лишь 43%. Это в первую очередь связано с ужесточением условий кредитования или снижением покупательной способности населения.
Цена на новостройки по сравнению с мартом 2024–го прибавила 13% и достигла 276 тыс. рублей за 1 м2, что в целом сопоставимо с уровнем инфляции. Объём строящегося жилья в Петербурге за год сократился с 6,6 до 5,3 млн м2. При этом объём работ по виду деятельности "Строительство" в январе–марте вырос на 9,4% и составил 119,3 млрд рублей.
В области обороты скромнее, но рост активнее. Объём работ по виду деятельности "Строительство" составил 93 млрд рублей, что в 1,6 раз больше, чем в I квартале 2024 года. Ввод в действие жилых домов вырос на 17,3% и составил 1,4 млн м2. Однако следует учитывать, что в основном это частный сектор.

Арендаторы в поисках

На складском рынке, по данным Bright Rich | CORFAC, впервые за пять с лишним лет дефицит площадей сменился профицитом. После значительного повышения ключевой ставки деловая активность сократилась, а арендаторы стали всё чаще оптимизировать занимаемые площади. В результате в I квартале 2025 года вакансия выросла с 73,7 до 99,5 тыс. м2. На этом фоне ставки аренды качественных складов снизились на 2%, до 10 тыс. рублей за 1 м2 в год. В процессе переговоров собственники объектов готовы предоставлять арендаторам скидки и арендные каникулы.
На рынке офисной недвижимости спрос, наоборот, превышает предложение, что приводит к сокращению вакансии. По итогам I квартала доля свободных площадей в городе снизилась до 3,8%, а ставки аренды в классе А и В выросли на 0,7 и 1,2% соответственно.
Рынок торговой недвижимости Санкт–Петербурга характеризуется низкими темпами ввода, говорят в IBC Real Estate. По итогам 2024 года в городе не ввелось ни одного качественного объекта торговой недвижимости. С начала года в агломерации открылись два ТЦ: "Парк Молл" в ЖК "Лондон Парк" (GLA: 32,0 тыс. м2) и "НЕБО" в Мурино (GLA: 25,7 тыс. м2).
С начала 2025 года в Санкт–Петербурге не открылось ни одного объекта гостиничной недвижимости. Ожидается, что по итогам года объём нового строительства гостиниц составит 1104 номера.
По оценкам IBC Real Estate, инвестиции в недвижимость Петербурга по итогам I квартала 2025 года составили 25 млрд рублей, что на 29% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Впрочем, 53% вложений в январе–марте 2025 года были обеспечены закрытием всего двух транзакций — приобретением компанией "Сбережения Плюс" складского комплекса "Адмирал" в состав фонда ЗПИФ и выкупом земельных участков на Матисовом острове для строительства жилого квартала застройщиком Fizika Development.

Розничный провал

Не просто сокращение роста, а небольшое падение в Петербурге продемонстрировала лишь розничная торговля непродовольственными товарами, просевшая на 9,4%. А в Ленинградской области на 12,5% в минус ушёл опт. Остальные категории показывают небольшой рост, но куда более скромный, чем был в I квартале 2024 года (подробнее см. инфографику).
"Я бы сказал, что отражённая статистика не показывает специфические тенденции Петербурга, а иллюстрирует то, что происходит в российской экономике в целом. Более сдержанный рост объясняется ограничительной политикой ЦБ, который по–прежнему держит высокую ключевую ставку. Взят курс на снижение инфляции, но борьба с ней подавляет и деловую активность. Для таких ситуаций характерен либо заниженный экономический рост, либо даже период экономического спада", — комментирует профессор департамента экономики НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Александр Скоробогатов.
"И всё–таки она работает!" Наверное, так можно кратко оценить результат поддержания высокой ключевой ставки, с помощью которой ЦБ РФ стремится снять перегрев, как он считает, российской экономики, снизить фактическую инфляцию и инфляционные ожидания, перейти на траекторию сбалансированного экономического роста. Замедление темпов роста ВВП — это промежуточный таргет ЦБ на пути к основному замедлению инфляции. Глава ЦБ РФ по сути говорит об этом открыто. Здесь нет ничего неожиданного. И именно это позволяет ожидать в краткосрочной перспективе начала плавного снижения ключевой ставки. Высокая ключевая ставка снижает потребительский спрос. Сберегать под 20% годовых выгоднее, чем платить во возросшим ценам. Прежде всего это касается непродовольственной розницы. Она просела как в Петербурге, так и в Ленинградской области. В Петербурге уровень жизни и средние доходы всё же выше, поэтому и темпы снижения ниже. Инфляция в продовольственном сегменте выше, чем в среднем по экономике, так как в этот сегмент входят товары первой необходимости. Экономить на товарах промышленного производства и услугах проще. Кроме того, начался туристический сезон, продуктовая розница и общепит, вероятно, будут в более выигрышном положении в ближайшие месяцы. Непродовольственный сегмент, вероятно, будет пока продолжать испытывать "побочные эффекты" высокой ключевой ставки.
Дмитрий Десятниченко
руководитель образовательной программы "Экономика" Президентской академии в Санкт–Петербурге
Высокие темпы роста экономики последних 2 лет закономерно привели к исчерпанию свободных ресурсов. Начинает проявляться эффект жёсткой денежно–кредитной политики, которая ведёт к тому, что люди предпочитают сберегать, пользуясь высокими ставками в банках. Отсюда и вполне логичное торможение в торговле непродовольственными товарами — часть неудовлетворённого спроса была реализована в 2023–2024 годах, а накапливающийся спрос в последние примерно полгода откладывается. Многие предпочитают получить больше процентных доходов, чтобы затем позволить себе приобретение, например, бытовой техники и электроники. Дальнейшая динамика будет складываться под воздействием, во–первых, динамики инфляции, а во–вторых, ожиданий (в первую очередь населения). Относительно динамики инфляции мы сейчас видим некоторые признаки её замедления. В частности, снижаются ожидания предприятий относительно будущего роста цен. По мере стабилизации инфляции будет постепенно смягчаться денежно–кредитная политика. Снижение ставок приведёт к снижению сберегательных настроений и росту отложенного потребления непродовольственных товаров. С другой стороны, на готовность тратить будут влиять в целом ожидания населения не только относительно инфляции, но и относительно будущей экономической ситуации.
Юлия Вымятнина
профессор Школы вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт–Петербурге