"Перевесили негативные факторы": кредиты на авто стали недоступны в Петербурге

Петербургский рынок автокредитования рухнул в 2,4 раза
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Объём рынка автокредитования в Петербурге упал в 2,4 раза. Причина в высоких ставках и мерах ЦБ РФ по снижению покупательской активности.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе–марте 2025 года в Петербурге выдано автокредитов на 13,1 млрд рублей против 38,1 млрд по итогам I квартала 2024 года.
Ситуацию нельзя назвать драматичной: текущий объём сопоставим с результатами января–марта 2023–го, когда объём выдач в городе составил 14,3 млрд рублей.

Всё сделано для роста ставок

Рынок находится под давлением высоких ставок, а также роста стоимости автомобилей из–за индексации утильсбора и ужесточения требований Банка России. Все эти факторы были известны ещё в прошлом году, что и поддержало тогда спрос на кредиты. Сейчас покупатели находятся в режиме ожидания.
Банки на своих сайтах декларируют ставки от 1 до 47% годовых на покупку нового автомобиля и до 90% — на авто с пробегом. Их размер зависит от величины первоначального взноса, срока кредита, марки автомобиля и согласия покупателя на страховые продукты (помимо каско список может включать и страхование жизни заёмщика).
Среднее значение полной стоимости кредита (ПСК, считается как ставка в процентах годовых с учётом всех дополнительных платежей) сейчас колеблется в пределах 30%. По данным НБКИ, в феврале 2025 года она опустилась до 25,3%, сократившись до минимального значения за последние 5 месяцев. Для сравнения: в феврале 2024–го ПСК достигала 29,8% годовых.
Летом 2024 года ЦБ РФ впервые попытался ограничить автокредитование, распространив на него макропруденциальные надбавки (они влияют на капитал кредиторов). Надбавки затронули граждан с показателем долговой нагрузки более 50% (ПДН, соотношение ежемесячного дохода к затратам на обслуживание всех действующих кредитов). В результате доля кредитов с ПДН более 50% снизилась с 61% в апреле–июне 2024 года до 20% в январе–марте 2025–го. Как отметил в своём обзоре Банк России, доля наиболее рискованных кредитов с ПДН более 80% сократилась с 29 до 3%. В нецелевых автокредитах (в формулировке регулятора — денежные средства, получаемые заёмщиком под залог авто) доля с ПДН более 50% снизилась с 79 до 44%, с ПДН более 80% — с 43 до 15%.
Параллельно регулятор добился изменений в законодательстве, которые наделили его правом вводить для автокредитов уже и макропруденциальные лимиты (количественные ограничения). Такая возможность появилась 1 апреля 2025 года, новые лимиты вступят в силу с 1 июля. В выдачах банков с универсальной лицензией и микрофинансовых организаций доля ссуд заёмщикам с ПДН 50–80% не должна превышать 20%, с ПДН выше 80% — 5%.
"Сокращению рынка способствовало введение в середине прошлого года макропруденциальных ограничений в отношении выдачи автокредитов гражданам с высоким показателем долговой нагрузки (более 50%). Таким гражданам после введения соответствующих ограничений автокредиты стали недоступны", — резюмирует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
С июля 2025 года ситуация ещё более ухудшится. Банки будут вынуждены отказывать в одобрении. По данным НБКИ, к марту 2025 года доля отказов по всем заявкам на розничные кредиты (потребительские кредиты, pos–кредиты, кредитные карты, автокредиты и ипотека) составила 80,6%, достигнув самого высокого своего значения.
При базовой стоимости "Москвича" 1,85 млн рублей, средней ставке 25% годовых и сроке кредита 3 года ежемесячный платёж по автокредиту составляет 73,6 тыс. рублей, то есть официально подтверждённый доход у заёмщика должен превышать 147 тыс. рублей. При условии отсутствия у него других долгов.
По оценкам экспертов, для восстановления рынка нужно начало цикла снижения ключевой ставки, что отразится на рыночных ставках по автокредитам и снизит ежемесячный платёж. Впрочем, сегмент и сейчас нельзя считать полностью замороженным: в отдельные месяцы выдачи сопоставимы со средним уровнем 2021 года и, конечно, опережают уровень кризисного 2022–го. Это стало возможным за счёт продуктов китайского автопрома, замещающих привычные ранее иномарки.

Избирательное субсидирование

При этом приобрести автомобиль можно со скидкой от базовой цены. На такое субсидирование со стороны государства в 2025 году выделено порядка 36 млрд рублей. В 2024–м при объёме финансирования 45 млрд было продано с субсидиями около 150 тыс. автомобилей при общих продажах в 1,57 млн.
Программа субсидирования действует 10 лет, но её условия для массового потенциального потребителя ежегодно ухудшаются. Сейчас приобрести автомобиль в кредит со скидкой могут отдельные категории граждан. Несмотря на то что программа одна, банки в рекламных целях могут называть субсидируемые продукты по–разному, например — "Семейный автомобиль" или "Первое авто".
Базовая скидка при льготном автокредитовании в 2025 году составляет 20% от цены автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, для электромобиля — 35%. Ограничение по цене установлено в 2 млн рублей, из–за чего не все отечественные марки подпадают под условия данной программы.
Из–за постоянного роста цен многие эксперты предполагают, что в текущем году выделенного субсидирования вновь может не хватить. Если лимит в бюджете исчерпан, то программа приостанавливается. Например, в прошлом году она была поставлена на стоп уже в августе, но затем была возобновлена. По факту на субсидируемые авто приходится не более 10% всех продаж, и доля эта постепенно снижается.
Вместе с тем рынок ждал с 1 мая анонсированного Минпромторгом очередного повышения утильсбора. Вернее, изменения принципов его расчёта. Его платят или производители в РФ, или покупатели при ввозе авто в страну. Ежегодная индексация будет происходить до 2030 года. Размер утильсбора уже был увеличен с 1 января (для электрокаров в 20,4 раза, с 32,6 тыс. до 667,4 тыс. рублей, для остальных авто из наиболее востребованной категории — с объёмом двигателя от 1 до 2 литров — на 111,2 тыс. рублей, до аналогичного уровня 667,4 тыс.).
По последней информации, новый принцип будет введён летом текущего года. Подобные новости играют в пользу банков и продавцов, создавая ажиотажный спрос со стороны покупателей. Как отмечали участники рынка, пересмотр формулы расчёта утильсбора может привести к росту отпускных цен автопроизводителями на 15–30%. И это происходит на фоне затоваривания авто на складах у производителей и у дилеров.
Основной тренд с начала года — затоваривание складов как у дилеров, так и у импортёров. По разным оценкам, в России на начало года было где–то 500–800 тыс. нереализованных автомобилей. Как дилеры, так и импортёры с учётом таких складов стали делать скидки, по отдельным брендам они доходили до 25%. В итоге рынок оказался рынком покупателя: он мог выбирать более выгодное предложение среди нескольких автосалонов. Но несмотря на такие скидки, рынок всё равно сократился за 4 месяца на 29%. Перевесили негативные факторы. Хотя апрель уже оказался лучше марта.
Денис Гаврилов
автоэксперт, автор телеграм–канала AutoRun SPb
Выдачи автокредитов начали сильно падать с октября 2024 года на фоне последовательных повышений ключевой ставки. Как и во всех сегментах розничного кредитования, рыночные ставки срезали платёжеспособный спрос. С валовым спросом на автокредиты всегда всё будет в порядке: он формируется как обычными гражданами, так и таксопарками и индивидуальными предпринимателями. У банков в автокредитовании остаётся приличная маржа и больший потенциал возмещения потерь в случае дефолта. Но всё упирается в текущие рыночные ставки. Они зажимают выдачи так сильно, что никакие инструменты тонкой настройки вроде МПЛ и надбавок к риск–весам на их фоне не оказывают существенного влияния на общую картину.
Юрий Беликов
управляющий директор рейтингового агентства "Эксперт РА"