Автоматизиция малых госзакупок в России потребует внушительных трат

Автор фото: freepik.com
Автор фото: freepik.com

К 2026 году все закупки малого объёма оцифруют, а поставщиков внесут в каталог.

Минфин подготовил проект поправок к 44–ФЗ (закону о госзакупках), который полностью автоматизирует малые госзакупки. Предполагается, что нововведения облегчат жизнь заказчикам, которым достаточно будет зайти в электронный магазин и выбрать подходящий товар по конкретным характеристикам. Поставщикам же придётся научиться работать с карточками товаров, что в теории закроет вход в тендерный процесс совсем неопытным участникам.
Эксперты, опрошенные "ДП", предполагают, что конкуренция между поставщиками тем не менее усилится, а электронным торговым площадкам (ЭТП) потребуются внушительные инвестиции на адаптацию под новые требования. Среди основных положений готовящегося законопроекта — создание общих правил и единого каталога конкретных товаров (ЕККТ). Правительство РФ до апреля 2026 года определит федеральный орган, который будет формировать и вести этот каталог.

Как сейчас организованы закупки у малого бизнеса

Ежегодный объём закупок малого объёма (ЗМО) на сумму до 600 тыс. рублей оценивается в 1 трлн — такие данные привела заместитель руководителя Казначейства РФ Анна Катамадзе на минувшем форуме "Госзаказ". Как правило, такие закупки проводят в электронных магазинах и "с полки". Заказчик описывает потребность, а поставщики подают свои предложения.
Подобные электронные магазины уже есть в секциях федеральных ЭТП или на отдельных сайтах. Например, один из таких — ЕАТ "Берёзка". У каждой платформы есть свой регламент, включающий регистрацию, комиссию и оплату обеспечительных платежей. Сегодня единое регулирование порядка проведения малых закупок отсутствует. Такие закупки осуществляются у единственного поставщика каждым заказчиком самостоятельно (если на федеральном уровне или в субъекте РФ не принято решение об использовании информационных систем для автоматизации малых закупок).
Имеющиеся системы очень разнообразны и функционируют по индивидуальным правилам, что временами усложняет участие в малых закупках из–за необходимости участнику регистрироваться во множестве информационных систем одновременно (и платить там комиссию).
Впрочем, сам по себе механизм малых закупок удобен, ведь в отличие от конкурсов и аукционов такой путь оптимален для новичков, которые поставляют товар небольшими объёмами. Особенно это удобно при закупке канцелярии или для других мелких бытовых нужд. К слову, по данным сервиса для поиска коммерческих и государственных тендеров "Контур.Закупки", только в I квартале на площадке было проведено почти 0,5 млн процедур на сумму 72 млрд рублей. А по итогам 2024 года — 2 млн процедур на сумму 546 млрд рублей.
И хотя согласно поправкам операторов электронных площадок освободят от обязанности заключать соглашения с Минфином и ФАС, уже в следующем году им придётся пройти отбор на соответствие обновлённым требованиям. Например, площадки должны иметь возможность предварительного размещения предложений и формирования трёх лучших заявок по наименьшей цене.

Что изменится в госзакупках и появятся ли допрасходы

Эксперт проекта "Контур.Закупки" Василий Данильчик предполагает, что Минфин планирует реализовать реформу ЗМО через ужесточение требований к операторам ЭТП и создание перечня тех, кто сможет проводить такие закупки. Впрочем, собеседник издания также обращает внимание, что ключевой элемент — формирование единого каталога конкретных товаров, который будет включать наименования, характеристики, товарные знаки и страну происхождения товаров. Вести каталог будет уполномоченный федеральный орган. Таким образом, закупки станут более структурированными и сопоставимыми.
Эксперты, опрошенные "ДП", затрудняются оценить, в какую сумму обойдётся автоматизация ЗМО как для ЭТП, так и для поставщиков. Но очевидно, что для последних участие в ЗМО потребует постоянного сопровождения своих предложений в электронной витрине. В частности, актуализации цен, соответствия карточек каталогу, контроля за наличием товаров — всё почти как в b2c–маркетплейсе. В "Контур.Закупки" отмечают, что хотя точные суммы инвестиций неизвестны, но они точно будут ощутимыми, особенно для тех, кто ранее не работал с ЗМО.
Кроме того, уже сейчас демпинг влияет на выбор поставщика в ЗМО, как и в конкурентных процедурах по 44–ФЗ. Поэтому, по словам Василия Данильчика, с переходом на электронный формат ничего принципиально не изменится — цена останется основным критерием выбора, однако в долгосрочной перспективе конкуренция между поставщиками может усилиться.
"Для многих закупки малого объёма станут новым каналом продаж, и по мере роста числа участников давление на цену возрастёт. Важно, чтобы в этой системе были встроены механизмы контроля качества поставляемых товаров и недопущения недобросовестных поставщиков, иначе демпинг может негативно сказаться на качестве", — отмечает он.
На данный момент в правительстве РФ прорабатываются вопросы создания каталога конкретных товаров, работ, услуг (ККТРУ). "Это должен быть механизм, аналогичный тем, которые используются на привычных нам маркетплейсах, — отмечала в ходе XII Московского инновационного форума директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Татьяна Демидова. — В ККТРУ необходимо так описать товары, чтобы и заказчик мог корректно сформулировать свои потребности, и потенциальный поставщик мог правильно завести в систему свои коммерческие предложения. Чтобы быстро получить необходимый товар, и заказчикам, и поставщикам необходимо разговаривать на одном языке — чтобы изначально стороны говорили об одном и том же товаре, об одних и тех же условиях".

Движение в сторону структурирования

Что касается ЭТП, то проект может потребовать серьёзных инвестиций. Например, на адаптацию под новые требования, реализацию алгоритмов подбора предложений, возможную интеграцию с ЕИС, обеспечение безопасности.
"Это трудозатраты, возможны рост нагрузки на сотрудников или потребность в выделенных специалистах. Также вероятны дополнительные расходы на оформление сертификатов КЭП, возможна регистрация на торговой площадке, оплата тарифов за участие (если такая модель будет принята)", — полагает Василий Данильчик и добавляет, что процесс участия будет напоминать закупки "с полки" (ч. 12 ст. 93 44–ФЗ): когда участники заранее размещают свои предложения, площадка направляет заказчику до трёх релевантных вариантов, а он выбирает лучший по цене. Поставщики смогут улучшать ценовое предложение в рамках выбранного заказчиком периода — 3, 6 или 24 часа.
Заместитель генерального директора АО "ТЭК–Торг" Евгений Можаев поделился в беседе с "ДП", что в целом позитивно оценивает предстоящие изменения в процессе ЗМО. Электронная торговая площадка "ТЭК–Торг" (входит в группу компаний "Петербургская биржа") к настоящему моменту наработала экспертизу в классификации и формировании цифровых карточек товаров в собственном интернет–магазине, на базе которого сегодня проводят закупки крупнейшие заказчики в российском ТЭК и ряд регионов России.
"Если сравнивать наш каталог товаров с КТРУ ЕИС “Закупки”, где используются диапазоны параметров, то мы создаём карточки товаров на основе ТУ с конкретными значениями параметров, что позволяет заказчикам их сравнивать по цене и закупать. Мы видим, что тенденции на рынке госзакупок движутся в сторону автоматизации и структурирования данных по типу маркетплейса, в работе которого у нас есть релевантный опыт, поэтому воспринимаем изменения позитивно и надеемся на конструктивное взаимодействие с Минфином и Казначейством в части развития ЕККТ", — отметил Евгений Можаев.
Вместе с тем определённые опасения у эксперта тоже есть. Евгений Можаев поделился, что на данный момент непонятны правила отбора маркетплейсов для работы с ЕККТ.
Это вызывает вопросы об объёме инвестиций в доработки электронной площадки в соответствии с нововведениями и будет ли дана свобода в установлении тарифов, чтобы окупить инвестиции или же будет государственное тарифное регулирование, как по 44–ФЗ.