В Петербурге и Ленобласти есть лишь единицы отреставрированных дворянских усадеб. Марьино — одна из них. Бывшее имение Строгановых сегодня — отель и площадка для проведения мероприятий с собственным фермерским хозяйством, африканскими страусами и альпаками.
Марьино находится рядом с деревней Андрианово на правом берегу реки Тосны в Тосненском районе Ленинградской области. Название связано с именем баронессы Марии Строгановой, фрейлины Екатерины I, которая активно скупала владения на территории современного Тосненского района.
Датой основания Марьино считается 1811 год, когда землю и расположенный на месте будущего дворца каменный двухэтажный дом купила жена графа Павла Строганова Софья, урождённая княгиня Голицына. Именно она после смерти единственного сына и мужа занималась строительством и развитием усадьбы.
Проект дворца изначально разработал архитектор Андрей Воронихин, автор Строгановского дворца на Невском проспекте, самым известным сооружением которого является Казанский собор. Как указано в архивных данных, здесь предполагалось устройство открытого круглого двора, сформированного колоннадами. После смерти Воронихина проект изменили, а здание в стиле строгого классицизма строилось уже под руководством его ученика Ивана Колодина. Комнаты и парадные залы расписывали итальянские художники, интерьеры были богато украшены скульптурами и многочисленными картинами европейских мастеров, привезёнными в том числе из петербургского дворца Строгановых.
Софью Строганову иногда называют первой бизнес-леди России. На примере Марьино видно, как успешно были выстроены все процессы в унаследованной ею империи. Здесь была возведена не только усадьба с многочисленными хозяйственными постройками, но и школа и больница для крестьян, образованию которых уделялось особое внимание, практическая школа земледельческих, горнорудных и лесных работ. Также на территории имения работали кирпичный, глинобитный и изразцовый заводы. Усадьба активно развивалась вплоть до смерти графини в 1845 году. После этого усилиями одной из её дочерей комплекс функционировал скорее как доходное хозяйство, а отдельные квартиры, устроенные во дворце, даже сдавались внаём.

После революции в Марьино был открыт музей-усадьба, который проработал до 1928 года. После закрытия его фонд передали в другие музеи, часть коллекции ушла с молотка на печально известном Берлинском аукционе в составе почти 500 экспонатов, собранных для продажи за границей из дворцов и музеев Ленинграда и его окрестностей. Опустевшую усадьбу на несколько лет занял дом отдыха КУБУЧ (комиссии по улучшению быта учёных), а в 1931 году её отдали для размещения опытной станции научно-исследовательского Геологоразведочного института (ЦНИГРИ).
С 1935 года здесь располагался детский дом. В годы Великой Отечественной войны усадьбу заняли немцы, разместившие в ней госпиталь и квартиры. В ходе военных действий Марьино серьёзно пострадало. Восстановили дворец лишь частично и с учётом потребностей детского дома. Реставрация была ненаучной, обращают внимание историки, что сильно сказалось на облике бывшей графской усадьбы. В 1977 году Марьино отдали оборонному заводу "Сокол" под санаторий-профилакторий для рабочих. Санаторий просуществовал до начала 1990-х. Когда завод обанкротился, всё его имущество было распродано. Марьино сменило несколько владельцев, которые мало занимались усадьбой, но 2008 году ему повезло попасть в руки инвестора, заинтересованного в восстановлении былого величия. Как и почти 200 лет назад, этим человеком оказалась деятельная и хозяйственная женщина, с энтузиазмом взявшаяся за преобразование своего имения.
Новой владелицей стала Галина Степанова, которая рассказывает, что изначально не планировала заниматься историческим наследием, а просто искала объект для своего основного бизнеса. Но за прошедшие почти 20 лет ей удалось создать здесь полноценное имение современного образца — отреставрировать заброшенную и ветшавшую дворцовую усадьбу и исторические интерьеры, воссоздать английский парк (проект восстановления делали в том числе по акварелям, написанным в XIX веке и хранившимся в Русском музее), реконструировать мосты, привести в порядок старинный каскад прудов и многое другое.
Конечно, усадебный дом достался новый владелице в относительно сохранном виде (если сравнивать его с руинами Ропши, Гостилиц и др.), но на восстановление и воссоздание исторических интерьеров пришлось потратить много времени и средств. Для обустройства бывших парадных залов и комнат Галина Степанова скупала антиквариат и заказывала копии исторических предметов — к этому времени оригинальных вещей, принадлежавших Голицыным-Строгановым, не сохранилось.

Сегодня Марьино работает как туристический комплекс историко-культурной тематики с относительно большим номерным фондом, собственным ухоженным парком, спа, площадкой для проведения мероприятий и даже фермерским хозяйством, которое поставляет продукцию на кухню Марьино и продаёт её туристам. Территория открыта для посещения, но вход платный. Билет в парк стоит от 600 до 1000 рублей (для сравнения: в туристический сезон 2024 года билет в Нижний парк Петергофа, где располагаются фонтаны, стоил 750 рублей). Посетители парка Марьино могут прогуляться по обширному благоустроенному саду, посетить конюшню, зайти на ферму с альпаками и страусами, покататься на лодках. Регулярно здесь проводятся праздники — Масленица, Пасха, День Ивана Купалы, Яблочный Спас, тематические праздники сирени и роз и т. п.
Стоимость проживания в номерах — от 20 тыс. до 75 тыс. рублей за сутки, что недёшево даже по петербургским меркам. Но желающие провести время в бывшем дворце есть, в том числе и потому, что конкуренция у Марьино в Петербурге и Ленобласти практически отсутствует. Историческая тема, что вполне логично, используется в усадьбе постоянно — здесь можно провести фотосессию в костюмах в стиле XIX века, потанцевать на балу. Одна из услуг Марьино — проведение свадеб. Помимо возможности организовать церемонию во дворце, прогулок в карете, катания на лодках, молодожёнам обещано "благословение Пиковой дамы на удачное замужество" — Наталья Голицына, мать Софьи Голицыной, ставшая прообразом графини из повести Пушкина, часто бывала в Марьино.

Известно, что покупка Марьино стоила новой владелице $ 5 млн. Сколько денег на данный момент потрачено на восстановление, Галина Степанова не раскрывает. "Боюсь считать, чтобы не расстраиваться", — сказала она в одном из интервью. При этом отмечается, что об окупаемости даже в отдалённой перспективе речь не идёт. Проект постоянно развивается — в планах, например, воссоздать часть усадьбы, утраченной во время войны. Новое строительство на территории объектов культурного наследия запрещено, но восстанавливать утраченное по архивным материалам разрешается. Оценивать будущие инвестиции до подготовки детального проекта бессмысленно, отмечают эксперты.
Параллельно скупаются соседние участки — сегодня Марьино занимает около 200 га. Делается это не только для того, чтобы расширить саму усадьбу, но и чтобы не допустить нового (в худшем случае — многоэтажного) строительства рядом с историческим комплексом. Так, недавно была приобретена расположенная поблизости усадьба Бурцевых, где в будущем также планируется разместить гостевые номера.
В скором времени, правда уже без участия Галины Степановой, может быть восстановлена и располагавшаяся рядом с Марьино Троицкая церковь — её должны передать РПЦ. Церковь была построена в середине XIX века в неоготическом стиле, в советское время закрыта и сильно пострадала, но остов её сохранился.

Примеры усадеб Марьино и Елизаветино, которой так же повезло найти заинтересованного владельца, говорят о том, что старинные усадьбы Ленинградской области могут привлекать финансирование и приспосабливаться под современные функции. Однако желающих заняться такими проектами, более похожими на меценатство, чем на бизнес, к сожалению, гораздо меньше, чем заброшенных дворянских поместий.
