Усадьба Гостилицы под Петербургом пришла в полное запустение

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Гостилицы — пример усадьбы в неудовлетворительном состоянии, близком к критическому. Одна из богатейших усадеб своего времени сегодня стоит бесхозной и разрушается. Попасть на её территорию не составляет труда — добраться сюда можно из Петербурга менее чем за час, а сама территория не охраняется.

История Гостилиц и её зданий изобилует известными именами, включая архитекторов Растрелли, Кваренги и Штакеншнейдера. Первая парадная усадьба в Гостилицах была построена Бухардом Минихом в начале XVIII века. Напоминанием о нём служит жернов старинной мельницы, на котором выгравирована буква М и цифра 1741 — фельд­маршал построил в своём имении две мельницы и красильный завод. После ссылки Миниха усадьба досталась Алексею Разумовскому, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, которая часто бывала в Гостилицах.
Помимо богатого усадебного дома, очень похожего дворец, здесь были построены кавалерские корпуса, оранжерея, Троицкая церковь с домом священника, чайный павильон, катальная горка, мельницы и различные служебные здания. Бывала в Гостилицах и Екатерина II. Известно, что во время одного из визитов она чуть не погибла — крыша дома возле катальной горки, где проживала будущая императрица, обвалилась и едва не погребла под собой всех находившихся в нём.
Автор: Михаил Тихонов / "ДП"
После Алексея Разумовского усадьбу унаследовал его брат фельдмаршал Кирилл Разумовский, который провёл масштабную работу по переустройству всего имения, включая главное здание. Особое внимание было уделено парку с прудами, фонтанами, каскадами и гротами. На его территории был выстроен новый Чайный павильон, павильон "Эрмитаж", потешная крепость, Турецкий павильон, остров Любви, Большой и Малый гроты и другие интересные постройки.
В 1824 году имение было продано Александру Потёмкину, племяннику светлейшего князя Таврического. Новый владелец снёс обветшавший к тому времени главный дом и построил здесь новую каменную усадьбу в готическом стиле, архитектором которой был Андрей Штакеншнейдер, по его проекту в Петербурге построены Мариинский дворец, дворец князей Белосельских-Белозерских, Николаевский дворец, павильон "Бельведер" в Петергофе и многие другие известные здания.
В четвёртой четверти XVIII века Потёмкин разделил обширное имение на две части и продал их. В конце XIX века бывшее графское имение приобрёл барон Фридрих Врангель, племянник знаменитого путешественника Фердинанда Врангеля. В исторических документах есть сведения, что за усадьбу он заплатил 190 тыс. рублей. Врангель привёл её в порядок, а в скором времени Гостилицы купил Карл Генрих фон Сименс, директор российского филиала Siemens&Halske.
В архивных документах есть сведения о том, что на месте старой мельницы в конце XIX века была построена одна из первых в России гидроэлектростанций, обеспечившая усадьбу электричеством. Так Гостилицы стали одной из первых электрифицированных усадеб в России.
Старшая дочь Карла Генриха фон Сименс Мария была последней владелицей усадьбы в Гостилицах. После революции дворец был разграб­лен. На месте усадьбы начал работу совхоз "Красная Балтика". Здесь в том числе разводили форель, зеркального карпа и другие ценные виды рыб. Старинные здания использовались для содержания скота и хранения урожая.
Усадьба в целом и непосредственно усадебный дом сильно пострадали во время войны, но многие здания сохранились. Во дворце располагалась школа. Стоит отметить, что местные работники достаточно бережно относились не только к историческим постройкам, но и к парку, который в советское время выглядел достаточно прилично.
Настоящее запустение в Гостилицах началось после ухода отсюда "Красной Балтики" в 1990-х (само предприятие, правда, в форме акционерного общества, существует до сих пор). Сегодня постройки усадьбы находятся в катастрофическом состоянии. Исключение — Троицкая церковь, построенная ещё при Разумовских по проекту архитектора Квасова, и дом священника. Церковь закрыли в 1939 году, но не снесли. В 1990-х здание было возвращено епархии, которая привела его в порядок. Дом священника восстановлен на средства потомков Сименса. В относительно сохранном виде — конюшня, построенная в конце XIX века Сименсами. Во всяком случае её конструкции хотя бы напоминают о том, что это функциональная постройка, а на одной из стен сохранился фамильный герб.
Автор: Михаил Тихонов / "ДП"
От усадебного дворца остался лишь остов, но и он, если не принять мер по сохранению, может перейти в категорию утраченных. В его бывших парадных залах сегодня растут деревья и гуляет ветер — крыша давно обвалилась. Некогда ухоженный обширный парк (он занимает более 80 га) одичал и представляет собой грустное зрелище — существующие заросли, закрывающие руины усадебных построек и неблагоустроенные берега реки Гостилки, даже близко не похожи на красивейший парк, запечатлённый на исторических рисунках.
Несмотря на относительную близость к Петербургу и тем более Петергофу, Гостилицы, к сожалению, пока не смогли обратить на себя внимание ни властей, ни инвесторов. Статус памятника в этом никак не помог. С другой стороны, он защищает усадьбу от полного уничтожения. Как вариант использования старинной усадьбы консультанты называют гостиницу с исторической составляющей или культурный центр.
Очевидно, что такой проект, если он будет реализован за счёт частных средств, потребует значительных инвестиций и административного ресурса (для многочисленных согласований). Пока что, к сожалению, таких объектов в регионе значительно больше, чем заинтересованных инвесторов. Региональный бюджет восстановление руинированной усадьбы позволить себе не может.
Автор: Михаил Тихонов / "ДП"