Островок стабильности: почему в России сохраняется интерес к печатной прессе

Автор фото: Пётр Ковалёв / "ДП"

Согласно недавнему исследованию Mediascope, самой читаемой еженедельной газетой Петербурга оказалась "Панорама ТВ" — каждый её номер читают 506 400 человек. О том, как бумажному изданию удаётся сохранять популярность в мире планшетов и смартфонов, "ДП" поговорил с главным редактором "Панорамы ТВ" знатоком элитарного клуба "Что? Где? Когда?" Алексеем Блиновым.

Вы помните, когда примерно в первый раз услышали о том, что век печатной прессы закончен и она доживает последние дни?
— Я пришёл в "Панораму" в 2017 году. И тогда сразу же слышал, что "ну это на годик, не больше". А потом ситуация полностью изменится, печатных изданий не станет, никому это будет не интересно, всё уйдёт в интернет. Потом, когда пришёл коронавирус, ситуация стала уже по-настоящему катастрофической. В магазины никто не ходил, ларьки не работали, трогать руками ничего было нельзя. Но потом в какой-то момент вокруг стало столько различных фейков — специально придуманных, изобретённых для каких-то целей, случайных… Дополнительно повлияло появление искусственного интеллекта. И в итоге, мне кажется, всех нас перекормили информацией, которая находится в Сети. И наш читатель снова обратился к бумаге.
Но вы вдобавок находитесь на стыке двух направлений, которые в определённом кризисе: печатная пресса и телевидение. Насколько это усложняет вам жизнь?
— "Панорама ТВ" — это не телегид, она и не про газету и не про телевидение. Для определённой категории людей, для нашего уважаемого взрослого поколения, это собеседник. Их дети уже выросли — у них теперь своя жизнь, они загружены работой, поговорить особо не с кем. А "Панорама ТВ" по формату подачи материалов сделана как добрый разговор. У нас нет ничего злого, мы никогда об этом не пишем. Даже если кто-то развёлся, то у него уже есть новые горизонты счастья. Мы с удовольствием описываем, как актёры воспитывают своих детей.
Мы ведь всегда покупаем не товар. Мы покупаем либо качество жизни, либо какую-то эмоцию, легенду. И когда люди покупают печатное издание, они делают ровно то же самое. Сидишь, грустно, ты один. Подошёл к телевизору, рядом лежит "Панорамка", взял, полистал, почитал, кроссвордик порешал, и на душе стало теплее и легче.
Можно возразить, что интернет даёт в этом смысле больше возможностей, потому что там пишут комментарии...
— Согласен, согласен. Обратная связь, интерактив. Нам бы ещё старшее поколение обучить пользованию интернетом нормально. А потом убрать оттуда мошенников. Потому что теперь многие боятся и к телефону подходить, и в интернет заглядывать. Ведь кто там с тобой будет разговаривать — ты не знаешь. Для взрослого поколения общение и коммуникация — это очень большая доля их жизни. И у нас как раз есть мысль, что нужно встречаться, обсуждать, разговаривать и давать возможность читателю выговориться. В какой-то момент мы открывали даже "Университет Панорамы" для наших читателей старшего поколения, обучали их пользованию интернетом. Но тяжело им, не понимают. На каждой такой встрече нужно ещё 10–15 волонтёров, которые помогут им подключиться и чувствовать себя безопасно. К тому же всё меняется очень быстро. И каждое изменение выводит из состояния комфорта. В результате наступает тот момент, когда человек уже не хочет перестраиваться. Ему проще отказаться от этих услуг.
Получается, что бумажная газета выступает своеобразным гарантом безопасности и стабильности?
— Да. Многие так и говорят, что для них устойчивость — это еженедельный поход в магазин, покупка "Панорамки". Это островок стабилизации того механизма, который постоянно работает. И это очень здорово.
Алексей Блинов
Тем не менее молодёжь всё–таки, кажется, уже полностью утекла в Сеть. И возвращаться оттуда не собирается.
— Я помню, в 2021-2022 годах было такое ощущение, что понимание того, как работать с книгами, что такое библиотека, как можно с ней взаимодействовать, уходило куда-то в далёкое прошлое. Школьники и студенты говорили: ну конечно, вам, дедушкам и бабушкам, наверное, это всё нужно. И тем не менее смотрите: сейчас 2025 год, все библиотеки в Петербурге переполнены. Причём переполнены не бабушками, а молодёжью. Но они стали другими — превратились в культурные центры. Сейчас ты имеешь полную возможность прийти в библиотеку, работать там на компьютере, но при этом можешь взять какую–то книжку, что-то посмотреть. И к книгам рука тянется. Мы и сами сейчас выпускаем книги для детей. Решили вспомнить те добрые книги, которые у нас стояли на полке, и дать подрастающему поколению возможность тоже с ними познакомиться.
Читать книги сегодня — модно. Вы зайдите в Дом книги — там же столпотворение! И не потому, что люди сидят в кафе на втором этаже, а потому, что все хотят посмотреть, что там есть, потрогать руками. Страница книги или газеты — объёмный предмет, из 3D-мира. И информация на ней становится объёмной. Ты запоминаешь не просто саму информацию, но даже в каком месте страницы она была расположена. Работает ситуационная, эмоциональная память.
Помните, когда появился Wi-Fi в метро, все на этот счёт восторгались: "Ой, так удобно!"? Тем не менее когда я сегодня захожу в вагон метро, то отмечаю, что больше стало молодых людей и девушек, которые держат в руках газету или книжку. Всё-таки это культура, это важный навык. Ведь чтение — это не просто получение информации. Это и визуализация всех образов, когда параллельно в голове "идёт кино".
Но читают, такое ощущение, в основном не художественную литературу. Сейчас же у нас бум научпопа.
— Знаете, мы в научпопе всё самое простое уже рассказали. И теперь начинается пересказ пересказанного. Или уход в нюансы, которые уже не так интересны. Когда всё начиналось, то все кричали, что темы бесконечны и мы будем об этом говорить вечно. А потом выяснилось, что всё в этом мире конечно. Другое дело, если бы нам кто-то про искусственный интеллект рассказал доступно. Потому что чем больше мы сталкиваемся с людьми, которые работают с ним, тем нам сложнее чётко для себя понять их принципы. Знаете, иногда мне кажется, что даже важно определить какие-то базовые, чисто человеческие ценностные модели. Куда можно допускать искусственный интеллект, а куда уже некорректно. Помните, когда компьютеры только появились, выходили книжки "Компьютер для чайников"? Вот сейчас научпоп должен нам всё-таки разжевать и показать, рассказать, что там происходит с искусственным интеллектом на самом деле.
А вы сами пробовали освоить нейросети какие-нибудь?
— Я не очень продвинутый пользователь, но пробовал. Скажем так, есть определённый функционал, которым удобно пользоваться. Если тебе нужно создать какую-нибудь простенькую картинку, то проще всего попросить ИИ. Например, для интеллектуальной игры можно каким-то образом визуализацию создать. Есть ситуации, когда тебе нужны объёмы текста. Но если ты будешь его внимательно читать, то поймёшь, что это железная машина писала. И этот текст к жизни никакого отношения не имеет. На вопросы ИИ нередко выдаёт абсолютно неправильный ответ, но при этом хорошо обоснованный. Железные мозги чётко логическую цепочку нарисовали. Она просто отличается от нашей жизненной. Зато ИИ гуглит лучше, чем человек, потому что там они общаются на равных. Сам ты в поисковике на вторую-третью страницу выдачи уже не пойдёшь. А нейросеть одновременно всё посмотрела и выжимку тебе дала.