В споре вокруг аммиачной квартиры в Петербурге появилась новая экспертиза

Автор фото: freepik.com

Ядовитые вещества в приобретённой у Центра доступного жилья квартире в норме, а заболевшая саркоидозом лёгких петербурженка слишком редко моет пол.

К такому выводу пришли назначенные Ленинским районным судом эксперты, обследовавшие квартиру женщины, утверждающей, что она заболела из–за воздействия аммиака и формальдегида в квартире, купленной у АО "Санкт–Петербургский Центр доступного жилья" (ЦДЖ). Она ссылается на исследование, выявившее в мае 2023 года в квартире многократное превышение ПДК ядовитых веществ. Концентрации не сильно изменились, но эксперты сравнили их с нормативами для воздействия в течение 20 минут.

"Причинно–следственная связь не усматривается…"

В разделе "Выводы" экспертного заключения Центра судебной экспертизы "Петроэксперт", датированного 3 апреля 2025 года, про содержание вредных веществ в квартире петербурженки Марианны Ардашиной на 11–й Красноармейской, 7А, буквально написано: "Согласно протоколу исследований… от 25.12.2024 концентрации загрязняющих веществ в воздухе квартиры (а именно аммиак, формальдегид, дигидросульфат — сероводород) в воздухе квартиры… находятся в пределах ПДК.
Фактическая концентрация загрязняющего вещества, а именно аммиака, является приемлемой, но может при совместном присутствии с формальдегидом оказать негативное воздействие на состояние здоровья человека в целом.
Такая концентрация аммиака (в пределах нормы ПДК) вызвана, скорее всего, какими–либо периодическими источниками, вызывающими краткосрочные изменения состава воздуха. Наиболее возможными причинами является недостаточная вентиляция помещения и/ или несвоевременная уборка и скопление грязи…"
Эксперты отметили, что несколько разных вредных веществ имеют особенность оказывать совокупное воздействие на человека и в случае с квартирой Марианны Ардашиной такой эффект суммации превышает норму, но незначительно.
Про возможное влияние воздуха в квартире на здоровье Марианны Ардашиной эксперты пришли к таким выводам: "Анализ представленных на экспертизу медицинских документов объективно подтверждает наличие у Ардашиной М. К. заболевания… Причинно–следственная связь между заболеванием лёгких... и наличием в воздухе квартиры… загрязняющих веществ (а именно аммиак, формальдегид, дегидросульфат — сероводород) не усматривается…"
Экспертизу заказал "Петроэксперту" Ленинский районный суд Петербурга, которому на ближайшем заседании эксперты заявят, что повышенных концентраций вредных веществ в воздухе квартиры Марианны Ардашиной нет, а наличие аммиака, которое тоже не превышает ПДК, скорее всего, связано с тем, что женщина недостаточно регулярно делает уборку.

Смотря что измерять

Марианна Ардашина приобрела квартиру в доме №7А по 11–й Красноармейской улице у АО "Санкт–Петербургский Центр доступного жилья" (подконтрольно Смольному) в начале октября 2022 года по программе "Молодёжи — доступное жильё" за 7,9 млн рублей с рассрочкой на 240 месяцев. Квартиры в этом доме ЦДЖ продавал после реставрации всего дома, которой занималось петербургское ООО "Мастерская монументального искусства".
10 октября женщина подписала акт приёма–передачи квартиры, через пару дней, по её словам, заселилась вместе с ребёнком, а 25 октября датируется первый вызов скорой помощи с жалобами на боль в груди. 19 декабря 2022 года женщине поставили диагноз "саркоидоз лёгких II стадии, впервые выявленный".
В мае 2023 года по заказу женщины специалисты ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт–Петербурге и Ленинградской области" (структура Роспотребнадзора) провели лабораторное исследование воздуха её квартиры. Выяснилось, в частности, что концентрация аммиака — 0,16 мг / м³, формальдегида — 0,049 мг / м³.
Женщина сравнила эти цифры с установленными Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН 1.2.3685–21) предельно допустимыми концентрациями при воздействии не менее года: для аммиака — 0,04 мг / м³, для формальдегида — 0,01 мг / м³. Получилось, что концентрация аммиака в квартире превышена в 4 раза, формальдегида — в 5 раз.
Марианна Ардашина обратилась в Ленинский районный суд Петербурга, где потребовала от ЦДЖ расторжения договора и 600 млн рублей компенсации за больные лёгкие, заболевания своего ребёнка и моральный вред.
Суд назначил свою экспертизу, заказал её "Петроэксперту", который намерил концентрацию аммиака — 0,14 мг / м³, формальдегида — 0,023 мг / м³. Эксперты сравнили эти результаты с ПДК при воздействии не в течение года, а с предельно допустимыми максимальными разовыми концентрациями (вдыхание не более 20 минут). Там совсем другие цифры: для аммиака — 0,2 мг / м3, для формальдегида — 0,05 мг / м³ соответственно. Результаты замеров не превысили эти нормы — экспертиза в начале мая будет представлена суду.
Аналогичная ситуация ещё у одной жительницы дома №7А по 11–й Красноармейской улице: купив у ЦДЖ квартиру и заболев, она обратилась в тот же Ленинский суд, где требует расторгнуть договор купли–продажи и выплатить ей почти 50 млн рублей. В квартире женщины суд тоже назначил экспертизу, но её результатов пока нет и слушание дела приостановлено.

"Я бы поставил вопрос о сравнении…"

К моменту назначения экспертизы "Петроэксперта" суду отлично известно было об экспертизе, которую по заказу Марианны Ардашиной провёл Центр гигиены Роспотребнадзора в 2023 году. Результаты принципиально не изменились, прошло 2 года, но эксперты "Петроэксперта" сделали вид, будто этого обстоятельства не существует, и сравнение проводили с разовыми ПДК (безопасными для человека в течение 20 минут), а не с ПДК, предусмотренными для воздействия в течение года.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов отмечает, что выбор типа ПДК для проверки судебным экспертом установлен государством.
"Существует нормативный перечень наименований химических веществ, для каждого определены максимальная разовая и суточная ПДК. Именно их судебные эксперты и проверяют при оценке качества воздуха. Разумеется, стороны могут задать экспертам дополнительные вопросы, учитывая, что в распоряжении имеются результаты досудебной экспертизы. Такие вопросы согласовываются при назначении судебной экспертизы или задаются экспертам в дальнейшем устно в случае их вызова в суд для уточнения оставшихся неясных моментов. В споре Марианны Ардашиной против ЦДЖ я бы поставил вопрос о сравнении выявленных экспертами концентраций вредных веществ не с разовыми или суточными ПДК, а с ПДК при воздействии в течение года, ведь концентрации аммиака и формальдегида там принципиально не поменялись в течение почти 2 лет", — говорит юрист.
Представляющий интересы Марианны Ардашиной адвокат Антон Лебедев считает, что в выводах экспертов имеются неточности, которые он планирует устранить в судебном процессе.
"Полученная экспертиза говорит об отсутствии превышения по ПДК, однако в воздухе квартиры присутствует несколько вредных веществ, чьё влияние на человека имеет свойство суммироваться. При этом в заключении эксперт пишет, что с учётом суммации есть нарушения. Эффект суммации обнаружен, но вопросы воздействия на здоровье моей подзащитной экспертами рассмотрены только в пределах нарушения ПДК каждым веществом в отдельности. Эти неточности экспертизы придётся решать в состязательном процессе путём опроса экспертов, проводивших экспертизу. К тому же в материалы дела попали не все документы о текущем состоянии здоровья истицы и её ребенка", — говорит адвокат.