Гудит весь город! Борьба с "наливайками" может убить барную культуру в Петербурге

Петербургские бары оказались под угрозой закрытия из–за борьбы с "наливайками"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

В упорной борьбе и не с первой попытки петербургским властям, похоже, удастся победить один из самых сильных туристических брендов города.

Пресловутый законопроект "о наливайках" в Петербурге прошёл публичные консультации. О нём в городе говорят с 2020 года, когда депутаты стали бороться с заведениями, продающими алкоголь в многоквартирных домах (МКД). Предполагалось зачистить город от сомнительных точек по продаже спиртного, их и прозвали "наливайками". Попытки не увенчались успехом, работа в этом направлении продолжилась, но на сегодня путаницы меньше не стало. И теперь под угрозой оказались бары.
Законопроект предусматривает запрет розничной продажи алкоголя с 22:00 до 11:00 в объектах общепита (кроме ресторанов), расположенных в многоквартирных домах и/или на прилегающих к ним территориях. Что называть рестораном, ранее было неясно, и депутаты прописали критерии, по которым заведение можно отнести к таковым. В частности, у заведений должно быть два туалета, а также место для приготовления блюд (кухня) и зал обслуживания площадью не менее 50 м2. Ещё одно требование — наличие в штате не менее пяти человек.
Как отметил председатель бюджетно–финансового комитета Денис Четырбок, было важно выработать объективные критерии, которые позволят отделить добросовестный общепит от "злачных заведений". Ограничения могут вступить в силу с 1 сентября, для заведений в ряде районов — с 1 декабря. По результатам публичных консультаций по законопроекту депутатам поступило 189 предложений от жителей, бизнеса и общественности. Большинство из них коснулись площади зала обслуживания заведений общепита в многоквартирных домах.
По мнению руководителя Клуба профессионалов алкогольного рынка Максима Черниговского, основная проблема — отсутствие экономического обоснования. Нет официальной оценки того, сколько заведений смогут продавать алкогольную продукцию круглосуточно, сколько не смогут, сколько будет закрыто, сколько денег в виде налогов не получит город.
Ранее озвучивалось, что в Петербурге около 3200 объектов общественного питания с лицензией на розничную продажу алкоголя, из которых 80% находятся в МКД. По данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППиТ), всего в городе на сегодня выданы 3355 действующих лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, из них на общепит приходится 2629. В частности, в Центральном районе в многоквартирных домах расположены 812 заведений. Вне МКД открыты 283 организации. Собственно, это практически вся информация, позволяющая каким–то образом прогнозировать влияние закона на отрасль.
Максим Черниговский считает, что ограничительные меры, если вводить их без должного анализа, могут привести к росту нелегального оборота алкоголя, это подтверждается опытом ряда регионов. "Крупные сетевые рестораны смогут выполнить предложенные условия, тогда как небольшие семейные кафе и бары столкнутся с риском закрытия. Это приведёт к снижению конкуренции и ухудшению потребительского выбора", — считает эксперт.

Идите спать

Предприниматели уверены, что закон коснётся большого количества заведений, не имеющих отношения к "наливайкам", например небольших интеллигентных баров, где предлагают качественный сервис и напитки. Представители барной индустрии отмечают, что в старом жилом фонде Петербурга помещения в основном небольшие и изменить их площадь нельзя. Учредитель крафтового паба Docker Кирилл Майстров рассказал, что ищет оптимальные решения вплоть до аренды соседнего помещения, чтобы объединить их в один бар. Это в целом решит вопрос, но будет убыточно, ведь на время реконструкции бар придётся закрыть для посетителей.
"Вишенка на торте — требования к алкогольной лицензии. По федеральным нормам для её получения в МКД нужно не менее 50 м2 общей площади. Законопроект подразумевает торговлю алкоголем после 22 часов только в зале обслуживания от 50 м2. Можно смело смотреть помещения от 100 м2 и инвестиции сразу умножить на 2,5", — пояснил предприниматель.
Отдельная боль касается требований к кухне — в городе много коктейльных баров, в которых при открытии не вкладывались в обустройство зоны для приготовления блюд. Если сейчас делать такую зону (отдельное помещение), то удастся ли подвести вентиляцию по всем правилам — большой вопрос.
"На строительство бара при его открытии у меня ушло более 6 млн рублей — явно не назвать “наливайкой”. У нас напитки стоят 600–800 рублей. При этом, чтобы запустить новый бар в Петербурге, сейчас надо около 4 млн рублей. У нас есть возможность сделать кухню, но у многих нет, можно ожидать, что они закроют заведения", — поделился владелец одного из баров на улице Некрасова на условиях анонимности.
Денис Четырбок пояснил, что в проекте закона не говорится именно о "наличии кухни", должно быть место "для приготовления блюд", которое концептуально может выглядеть по–разному, и необязательно выделять отдельное помещение, в городе есть большое количество заведений, где приготовление пищи осуществляется непосредственно в зале обслуживания (так называемая открытая кухня).
"Если в объекте общепита в меню отсутствуют блюда, а есть лишь услуга по предоставлению коктейлей, то с точки зрения здравого смысла невозможно назвать объект рестораном", — считает он.
Закон как бы грубо разделяет заведения на два типа: рестораны и "наливайки". Предпринимателей возмущает, что в этом распределении просто нет места аутентичным барам.
"Важно внимательное отношение к бизнесу. Если власти посмотрят и попробуют то, чем угощают в барах и ресторанах, они не захотят никого закрывать, и тогда, может быть, и у нас будут заведения, работающие по 100 лет, которые любят горожане и которыми гордится город. За последние 10 лет отрасль совершила титанический прыжок. Она создана практически с нуля и сегодня по качеству сервиса и предлагаемого продукта догнала и в чём–то даже обогнала страны, которые традиционно славятся своей барной культурой", — полагает владелец бара "Сидр и Нэнси" Андрей Лизунов.
Четырбок в свою очередь напомнил, что если заведение не соответствует установленным требованиям, то оно не потеряет лицензию на продажу алкоголя. Но вести её сможет с 11 до 22 часов. Для баров же наиболее активное время продаж в 22:00 только начинается.

Культура пития

Вопрос болезненный для города и с точки зрения туризма. Для Петербурга важна возвратность — когда гости города посещают его более одного раза. При этом главные достопримечательности (музеи, театры и главные пригородные локации) гости города изучают как раз в первую поездку, а дальше новые современные пространства, необычные экскурсии, крафтовые бары становятся точками притяжения.
Северная столица вообще славится гастрономической и барной культурой. Некоторые даже называют город ресторанной столицей, а не так давно он лидировал по количеству баров на душу населения в стране. Кстати, El Copitas — самый титулованный бар в Восточной Европе — находится именно в Петербурге. Барная культура здесь развита лучше, чем во многих других регионах и даже чем в Москве, считает старший партнёр компании "Агора. Гастроурбанистика", гастропродюсер и совладелец нескольких заведений Артём Балаев. Интересно, что бар становится местом встреч, что раньше больше соответствовало ресторану.
"В прогрессивных барах появляются безалкогольные коктейли. На мой взгляд, эта тенденция важна, поскольку меняется само восприятие заведений, они становятся местами для общения", — отметил эксперт. Он обратил внимание, что сейчас на Казанской улице открываются новые места и инвесторы видят локацию перспективной для развития гастрономического продукта.
Заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ Санкт–Петербург Валерий Гордин считает, что в городе не хватает барных кварталов или пространств.
"Нужно стараться предоставлять помещения для них в более подходящих микрорайонах, где жилой застройки или нет, или она минимальна. Давно обсуждают, что делать с Апраксиным двором, на мой взгляд, это место лучше всего подошло бы для таких целей. Также есть вариант с Думской улицей, поскольку там поблизости мало жилых домов", — рассуждает эксперт. Ещё одна неплохая локация — пространство Seno.

Борьба с "оборотнями"

Валерий Гордин не согласен, что закон, от которого гудит весь город, повлияет на барную культуру негативно. Напротив, он может стать отправной точкой для того, чтобы чиновники и инвесторы задумались об обустройстве гастрономических кварталов. Они есть в Лондоне, Будапеште, Новом Орлеане и многих других туристических дестинациях. И в контекст Петербурга могли бы вписаться вполне гармонично.
Участники рынка кивают на то, что законодатель довольно поверхностно объединил в одну категорию и бары, и магазины, имеющие и розничную, и общепитовскую лицензию на продажу алкоголя, именно такие точки следует считать "наливайками".
"Мы регулярно наблюдаем уличную тусовку: люди, которые покупают дешёвый алкоголь в известных магазинах, приходят на барную улицу и распивают напитки, сидя на поребрике. А иногда летом даже приносят с собой раскладные стулья. Виноватыми же выставляют бары, хотя люди, о которых идёт речь, даже не являются нашими клиентами, повлиять на них мы не можем", — прокомментировал владелец бара.
Бороться с "магазинами–оборотнями", которые в разное время суток принимают разные обличья, проще, чем кажется, уверены эксперты. Нужно запретить выдачу двух лицензий на один адрес. И контролировать соблюдение минимальных требований к общепиту (посадочные места, подача напитков в посуде и наличие доступного санузла). Можно ещё ввести минимальную розничную цену на алкоголь для общепита, тогда нельзя будет продавать ночью напитки по "магазинным" ценам, которые привлекательны для маргинальных потребителей.