Петербургские мастера печатной графики придумывают, как заработать, чтобы иметь возможность и дальше заниматься творчеством.
В Петербурге работает достаточно небольшое количество коворкингов, специализирующихся на печатной графике. В основном распространены арт–студии, которые предлагают занятия по живописи и графике, проводят мастер–классы. Это что–то более понятное для обывателей и людей, которые только хотят познакомиться с миром творчества. Печатная графика — это более узкая направленность, несмотря на наличие интернета и знаний, информации о ней всё ещё не так много.
Наиболее распространённой техникой является линогравюра: изображение вырезается на линолеуме, затем покрывается краской и с помощью пресса переносится на бумагу. Эта техника популярна из–за широкого диапазона выразительных возможностей и одновременно относительной лёгкости исполнения, плюс она не требует больших затрат на оборудование и материалы.
Как рассказала "ДП" художник, создатель коворкинга "Печатная мастерская К. Маркиз" Ксения Маркиз, покупка оборудования для мастерской и комфортной работы в ней весьма финансово затратна. Стоимость аренды подходящего помещения начинается в среднем от 25 тыс. рублей в месяц, в зависимости от площади и местоположения. Офортный станок, на котором печатаются работы, обойдётся в 70 тыс. рублей и выше, печатный пресс — от 20 тыс. Плюс необходимые расходники, которые тоже стоят денег.
“
"Отсюда и небольшое количество коворкингов и мест, где можно познакомиться с печатными техниками. Вкладываясь в обустройство такой мастерской, ты несёшь большие риски, связанные с окупаемостью, — рассказывает Ксения Маркиз. — Это также объясняет, почему некоторые пространства могут закрываться. Хотя, конечно, бывают ситуации разные, связанные с разными обстоятельствами, не зависящими от запросов людей и спросом на те или иные услуги в художественной сфере".

Остаются не все
Организатор и идейный вдохновитель проекта "Прографика" Евгения Матвеева рассказала "ДП", что после 4 лет существования арт–площадки с галереей и печатной мастерской ближе к концу 2024 года она приняла решение перевести проект в формат онлайн.
"Не могу сказать, что на это были видимые и явные причины, но есть факты, повлиявшие на моё решение: за весь период существования проекта я не смогла создать постоянную активную команду, которая смогла бы разделять со мной функции всего пространства. Вторая причина — многие художники, которые работали в мастерской и участвовали в выставочных проектах, покинули Петербург. А печатные мастерские предназначены для активного постоянного посещения, — говорит Евгения Матвеева. — Третья причина — увы, многие большие проекты по развитию и реализации печати перестали существовать".
По мнению основательницы "Прографики", чем меньше подобных инициатив, тем меньше возможностей для художников–графиков. Художнику важно и выставляться, и продавать свои работы. Несмотря на эти факторы, Евгения рада видеть, что за последнее время в Петербурге возникли и стали более доступными многие мастерские печати, что говорит о неугасающем интересе и о стойкости художников.
Кто приходит
Источниками дохода печатных коворкингов является сдача в аренду рабочих мест, а также проведение мастер–классов. По словам Ксении, на них приходят абсолютно разные люди — как уже знающие о печатной графике, так и те, кто совершенно не представляет, что их ждёт. Приходят как взрослые, так и дети. Взрослых, конечно, больше.
"Многие боятся, что страшно работать с режущим инструментом, но главное — соблюдать технику безопасности, о которой всегда рассказываю перед занятием, а во время мастер–класса слежу за её выполнением. Результат восхищает всех, независимо от возраста! Плюс линогравюру можно использовать не только для печати на бумаге, но и для кастомизации одежды. Мне нравится работать с текстилем с помощью печати на одежде — футболках, толстовках, накладных воротничках, брюках. Я стараюсь показать на практике, что это не только универсальная техника для художественных проектов, но и возможность почувствовать себя дизайнером", — говорит художница.

Продать можно, но сложно
Параллельно с ростом интереса к линогравюре как к хобби за последние годы печатная графика стала набирать популярность как предмет для покупки. По мнению художника Андрея Люблинского, у этого явления есть несколько причин.
“
"Во–первых, растущий изо дня в день интерес к искусству, особенно локальному — очереди в музеи, выставки–блокбастеры и прочие культурные аттракционы. Можно по–разному к этому относиться, но таковы реалии сегодняшнего дня. Во–вторых, появилось новое поколение молодых коллекционеров, они не настолько состоятельны, чтобы покупать большие и уникальные вещи, но на тиражные произведения денег у них вполне хватает. Всё вместе это начинает потихоньку формировать рынок тиражного искусства, спрос на которое явно растёт", — считает Андрей Люблинский.
Чтобы продать своё творчество, обычно художники участвуют в выставках, на которых тоже можно приобрести их работы, сотрудничают с независимыми книжными магазинами, реализовывая печатную продукцию, арендуют полочки в магазинах, специализирующихся на аренде такого рода торговой площади. Многие участвуют в маркетах в Петербурге, Москве и других городах.
"В последнем случае зависит от организаторов — примут ли тебя как участника — и финансовых вложений за участие. На крупных маркетах взнос за участие достаточно велик, такие мероприятия проходят несколько дней, а иногда и недель. Так как печатная графика остаётся более “коллекционной” историей, то для людей она не так применима в обычной жизни, как керамика, дизайнерская одежда или украшения. Отсюда большие риски не окупить затраченные средства", — говорит Ксения Маркиз.
Бюрократическая поддержка
В последнее время идёт много разговоров о государственной поддержке предпринимателей. Например, не так давно в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле заявили, что дополнительные меры поддержки прорабатываются для петербургских производителей сувенирной продукции. В частности, прорабатывается возможность создания инфраструктуры для локальных производителей, где ремесленники смогут реализовывать свою продукцию.
"Так как я реализую свой проект печатной мастерской самостоятельно и на свои средства, увы, заинтересована в коммерческой выгоде, но получить грант почти невозможно. Он просто не пройдёт по перечню правил при подаче заявки, — поделилась Ксения. — Также любая поддержка включает в себя бюрократию и строгую отчётность. Тут идёт перевес на организационные вопросы, а не на творчество. Больше потратишь сил и времени на документы, чем получишь какой–то выхлоп".
Председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков также невысоко оценил эффективность господдержки подобных видов деятельности. По его словам, значительная часть средств расходуется на функционирование самих же структур господдержки.
"Вторая проблема связана с тем, что эти структуры зачастую предлагают поддержку в той форме, которая не очень актуальна для её потенциальных получателей, — обучающие семинары и так далее. А когда дело доходит до конкретных мер, то это влечёт за собой сбор большого количества документов, различных согласований, все эти бюрократические процедуры оказываются трудоёмкими", — подчеркнул эксперт.