Звонок для родителя: о чём не забыть за неделю до первого сентября

Считаные дни остаются до нового учебного года. Тетрадки, ручки, сменка — всё это важно приобрести до 1 сентября. "ДП" спросил у экспертов: что ещё важно не забыть, готовясь к школе.

Крепкое здоровье — как физическое, так и нравственное — залог успешного прохождения длинного учебного года. Причём как школьниками, так и их родителями. "ДП" спросил у экспертов, на что стоит обратить внимание при подготовке у новому учебному году, а также нужно ли проверить здоровье школьника.

Как в первый раз

Каждый год в конце августа родители и их дети погружаются в хорошо знакомую рутину. Казалось бы, всё давно отлажено и известно. Но беспокойство перед новым сезоном охватывает зачастую не столько учеников, сколько их родителей: как подготовиться к урокам, как нормализовать питание, перестроить режим дня. В этой буре вопросов эксперты советуют первым делом успокоиться. Ведущий специалист, врач–педиатр, гастроэнтеролог, эндокринолог, гепатолог "СМ–Клиника" в Санкт–Петербурге Дарья Маркова рассказала, что подход к подготовке школьника к учёбе зависит от его возраста. По правилам в 6–7 лет — как раз перед поступлением в первый класс — дети проходят обязательную диспансеризацию. Важно не подходить к этому вопросу формально, для галочки. Здесь на помощь родителям дошкольников и учеников начальных классов приходят детские программы чекап — комплексной проверки здоровья. Это более "продвинутая" версия "классической" диспансеризации. Если речь об учениках средних классов — стоит ориентироваться на уже имеющиеся рекомендации врачей. Особое внимание специалист советует обратить на здоровье щитовидной железы и показатели веса ребёнка.
"Если говорить об универсальных рекомендациях — я считаю, что в первые 2 недели нужно разгрузить школьников от внеклассных занятий. Этот совет актуален для детей всех возрастов. В начале учебного года после продолжительных каникул усталость и так будет заметно больше, а желание ходить в школу — меньше. Поэтому внеурочные, факультативные занятия было бы разумно отложить на вторую неделю сентября, чтобы обеспечить плавное вхождение школьника в рабочий ритм", — поделилась Дарья Маркова.
Как отмечает эксперт, не стоит ожидать, что уже с 1 сентября школьник будет ложиться спать в 9 вечера, — это утопия. Для начала стоит сфокусироваться на порядке, например ввести в привычку сборы портфеля и подготовку одежды с вечера, а с утра будить ребёнка на 20–30 минут раньше, чтобы у школьника была возможность плавно проснуться, поваляться, взбодриться — это минимизирует стресс от ранних подъёмов.
Заведующая учебной частью, заведующая кафедрой математики бизнес–школы "Взмах" Юлия Тимина
Заведующая учебной частью, заведующая кафедрой математики бизнес–школы "Взмах" Юлия Тимина
Основатель бренда интерактивных развивающих игрушек BertToys Альберт Федотов
Основатель бренда интерактивных развивающих игрушек BertToys Альберт Федотов

Нейрофитнес, скорочтение и шахматы

О важности психологического комфорта говорят и руководители школ. Основатель и директор школы "Планета Открытий" Ирина Кехва рассказала, что для школьника любого возраста важно плавно войти в рабочий ритм, поэтому нагрузка в первые дни подаётся постепенно. При этом в "Планете Открытий" практикуется режим полного дня, а это значит, что ученики не сидят с тетрадками до глубокой ночи дома, а делают домашнее задание под чутким вниманием наставников и педагогов в учебном заведении.
"У нас в школе нет привычных классных руководителей. Детей окружают вниманием и заботой педагоги и наставники. В нашем базовом расписании есть такие предметы, как нейрофитнес, мнемотехника, скорочтение и шахматы, которые способствуют развитию стратегического мышления и помогают ученику эффективно усваивать информацию. Мы придерживаемся убеждения, что школа не должна сваливать на головы учеников тонны сухого материала. К каждому мы ищем индивидуальный подход. Поэтому в наших классах не более 8–10 учеников, которые в равной степени получают внимание педагогов. Раз в неделю для ребят наш наставник–психолог проводит командный тренинг, в рамках которого они учатся взаимодействовать друг с другом бережно и развивать эмоциональный интеллект", — отметила Ирина Кехва.
Эксперт добавила, что обучение в школе включает обязательную и модульную части. В начале каждого месяца ученики выбирают, какие именно предметы они будут осваивать в модуле. В новом учебном году в школе открывается инженерная мастерская, где ребята будут изобретать, исследовать, а также внедрять свои идеи. Кроме того, в школе "Планета Открытий" практикуются проектные работы, в рамках которых школьники могут инициировать исследование интересных для них тем.
Как ранее писал "ДП", статистика показывает, что каждый год число учеников частных школ растёт. По данным комитета по образованию Петербурга, в минувшем учебном году в негосударственных школах обучалось 12 тыс. детей, что на 4,8 тыс. больше по сравнению с 2019 годом. При этом абсолютное большинство родителей школьников, с которыми удалось побеседовать "ДП", в качестве основных преимуществ частных школ называют именно психологический комфорт для учеников и оптимизацию нагрузки. Зачем тратить деньги на многочисленных репетиторов, искать кружки после уроков, если можно заплатить за обучение в одной школе и получить весь спектр образовательных услуг. Этот прагматичный подход оказывается приемлемым для деловых родителей и максимально эффективным для их детей.
Заведующая учебной частью, заведующая кафедрой математики бизнес–школы "Взмах" Юлия Тимина подчёркивает, что выбор школы всегда был задачей сложной, но родительское внимание и заботу не заменит никакая, даже самая лучшая школа.
"Мы очень рекомендуем родителям не забрасывать старую добрую традицию совместного чтения вслух с ребёнком. Это укрепляет эмоциональную связь внутри семьи и даёт самое главное — поддержку и внимание, без которых невозможно формирование зрелой личности в будущем", — отметила Юлия Тимина.
Основатель и директор школы "Планета Открытий" Ирина Кехва
Основатель и директор школы "Планета Открытий" Ирина Кехва
Ведущий специалист, врач–педиатр, гастроэнтеролог, эндокринолог, гепатолог "СМ–Клиника" в Санкт–Петербурге Дарья Маркова
Ведущий специалист, врач–педиатр, гастроэнтеролог, эндокринолог, гепатолог "СМ–Клиника" в Санкт–Петербурге Дарья Маркова

Ранний старт

Уровень ответственности родителей в подготовке к учёбе, пожалуй, ещё никогда не достигал таких высот, как сегодня. Это и неудивительно — когда на рынке появилось множество учебных заведений и программ подготовки, родители осознали важность раннего развития детей. Сейчас у родителей весьма популярны курсы дошкольной подготовки, а множество учебных заведений предоставляют возможность познакомиться со школьной жизнью заранее.
Чаще всего занятия по подготовке к школе проводятся для первоклассников. А вот в школе "Взмах", как отмечает Юлия Тимина, существует особый формат для ребят 7–11–х классов, планирующих поступление. Абитур–курс — это несколько недель, которые дают абитуриентам возможность познакомиться с особенностями внутренней школьной жизни, с преподавателями, старшеклассниками, которые уже обучаются во "Взмахе", и затем органично войти в процесс обучения. Основной бренд старшей школы "Взмах" (Бизнес–школы), одной из старейших частных школ России, — отдельная экономическая программа. Также большое внимание здесь уделяется подготовке к ЕГЭ — в малых группах, сформированных согласно уровню подготовки, возможностям и целям выпускников.
Ирина Кехва также рассказала, что в школе "Планета Открытий" открыта предшкольная программа, куда принимаются слушатели с 4 лет. Для дошколят организована разнообразная образовательная программа, в рамках которой ребёнок может попробовать себя в разных направлениях и выявить свои уникальные способности.
Впрочем, родители могут и самостоятельно помочь детям младшего возраста подготовиться к школе. Основатель бренда интерактивных развивающих игрушек BertToys Альберт Федотов подчеркнул важность занятий с ребёнком дошкольного возраста. При этом наиболее органичным для детей является игровая форма обучения — это помогает дошкольнику легче усваивать новую информацию и развивать когнитивные способности. В частности, помочь развить навыки письма и чтения можно с помощью специальных гаджетов, книг и игрушек.
"Современные дети привыкли к инновациям и техническим девайсам, они в этом разбираются быстрее, чем мы с вами. Можно на это сетовать, а можно — использовать этот факт во благо. Мы так и делаем: придумываем и производим развивающие игрушки, которые близки современным детям по духу, но при этом обучают их навыкам и умениям, необходимым для школы, — рассказал Альберт Федотов. — Например, “говоручка” с прописями — это тренажёр, который учит правильно держать ручку и писать. По факту это говорящая ручка удобной, анатомической формы, которая вслух произносит все задания в прописях и пишет исчезающими чернилами. Вау–эффект вызывает желание повторять занятия, а это как раз то, что нужно".
Эксперт добавил, что в результате проработки навыков с помощью развивающих игрушек ребёнок имеет больше шансов показать высокую успеваемость.
"На мой взгляд, психологическое и физическое благополучие детей первостепенно. Развивающие игры позволяют не только обучать ребёнка, но и дарить радость качественно проведённого времени внутри семьи. В итоге родитель чувствует себя счастливее, понимая, что обучил ребёнка чему–то новому, а дети в свою очередь открывают для себя многогранность окружающего мира", — отметил Альберт Федотов.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.