Стремительное развитие генеративного ИИ в последние годы заставляет задуматься о том, как будет меняться рынок труда и другие сферы жизни в стране.
В современном мире искусственный интеллект становится всё более значимым инструментом для решения сложных задач и автоматизации процессов. Россия, как одна из ведущих стран в области науки и технологий, активно развивает эту область, стремясь к лидерству на мировой арене.
Постоянное развитие в этой сфере обусловлено тем, что игроки на рынке ожидают весомую выгоду от внедрения инновации. Так, согласно отчёту аналитической компании "Яков и Партнёры", полный экономический потенциал искусственного интеллекта в РФ через 4 года составит 22–36 трлн рублей в номинальных ценах. Реализованный эффект к 2028 году может достичь 4,2–6,9 трлн рублей, что эквивалентно влиянию на ВВП до 4%. Совокупная же выручка b2b–сектора в стране в течение следующих лет способна достичь 300–600 млрд рублей — по позитивным прогнозам.
Какие отрасли больше других заинтересованы в развитии ИИ
Основными "потребителями ИИ" в мире, согласно данным Precedence Research, являются пять секторов: финансовый, здравоохранение, медиа, транспорт и ретейл. В России интересным образом вместо здравоохранения и медиа в топе добывающая и IT–отрасли. Тем не менее аналитики считают, что универсальность будущих решений на рынке позволит ослабить существующие разграничения по роду деятельности. И действительно, такие генеративные нейросети, как, к примеру, YandexGPT или GigaChat от "Сбера", способны облегчить работу HR–отделам или аналитикам с PR–специалистами вне зависимости от отраслевой специфики.
Да, для определённых задач, несомненно, сервисам потребуется дообучение: если генеративная нейросеть всё время "читала" только общеизвестные факты, вряд ли она будет способна с ходу составить карту нефтяных месторождений или дать список лекарств пациенту. Помимо этого, технологические параметры самих сервисов играют важную роль. К примеру, сберовский GigaChat по состоянию на май этого года имел мощность 29 млрд параметров, а Yandex в прошлом году выкладывал в открытый доступ модель с доступным объёмом 100 млрд параметров. Для сравнения: самая популярная GPT–4 от OpenAI сейчас имеет 1,7 трлн параметров.
Если обратиться к чисто "соревновательной" статистике, то на недавно запущенной LLM–арене сеть от Yandex под названием YandexGPT Experimental, к примеру, занимает второе место в общей таблице, конкурируя с топами западного рынка. Место в рейтинге определяется пользователями, которые голосуют за ответ одного из ИИ на одинаковый запрос. Оценивается точность и правильность ответа. GigaChat Pro находится на 13–м месте.
Почему объём параметров важен? Если не сосредотачиваться на терминах, он напрямую влияет на то, насколько нейросеть может быть вариативна, оригинальна и точна в своих ответах, а также какое количество функций может выполнить.
Но технологическое несовершенство не мешает компаниям пользоваться сервисами. К примеру, "Яндекс.Лавка" с осени прошлого года начала заполнять карточки продуктов при помощи YandexGPT, а "Авито" предлагает сгенерировать с её помощью описание, сокращая время создания текста на 97%.
Из совсем новых примеров использования нейросетей можно вспомнить продуктовую сеть магазинов "ВкусВилл". Компания рассказала, что внедрила чат–бот с ИИ, который по фото помогает определить, можно ли упаковать продукт для доставки или его нужно выкинуть. Сейчас бот от "ВкусВилла" и Art Intelligence работает на цитрусах, яблоках, бананах, кабачках, томатах и капусте.
Другой же ретейлер, "Пятёрочка", недавно также заявил о внедрении ИИ: в весы, которые стоят в отделах фруктов и овощей, вшивают компьютерное зрение вместе с нейросетью, чтобы сразу опознавать, какую категорию товаров взвешивает покупатель. По мнению руководства, это позволит улучшить ситуацию с очередями на взвешивание.
Интересно, что ретейл в сравнении с е–commerce компаниями более консервативен в вопросе, сколько инвестировать в ИИ. Каждый второй участник рынка готов вкладывать только 1–2% бюджета, а вот среди е–com сектора этот показатель достигает 3–5%. В целом доля "пионеров", то есть тех, кто находится на острие внедрения самых новых ИИ–решений, среди ретейлеров составляет только 9%. У е–commerce эта доля — 60%.Причины такого разрыва лежат в консервативности подхода ретейлеров. Помимо этого, уже 100% (!) интернет–компаний, согласно "Яков и партнёры", "определили ИИ как ключевую стратегическую цель компании и успешно масштабируют ИИ–решения на уровне организации". Среди ретейлеров таких менее 10%.
Заменит ли искусственный интеллект человека
Повсеместное внедрение генеративного ИИ закономерно вносит беспокойство в ряды работников. Когда чат–бот здоровается с клиентом и вызывает оператора, для сотрудника кол–центра это только в радость. Но когда в HR–отдел Альфа–Банка приходит новый "ИИ–сотрудник", который экономит миллионные суммы, потому что способен работать без сна и выходных, — можно задуматься: а зачем вообще весь отдел компании, собственно, нужен?
Ещё 3 года назад, согласно опросу ВЦИОМ, 64% россиян не опасались, что их заменит искусственный интеллект. Весной 2024–го доля боящихся увольнений из–за ИИ выросла почти до 40% в среднем (а в банках и IT этого опасаются 55 и 45% соответственно), показывает проведённый по заказу ВТБ опрос среди 1,5 тыс. жителей городов с населением свыше 100 тыс. человек.
Общий интерес россиян к нейросетям, между прочим, также неуклонно растёт: согласно "Яндексу", количество релевантных запросов выросло с начала 2022 года почти в 15 раз. О генеративных сетях, которые способны создавать текст, знают 82% россиян в возрасте от 18 до 24 лет. Интересно, что, несмотря на высокую информированность об ИИ, в целом в фокусе компаний находятся такие вопросы, как поиск специалистов и мощностей для ИИ, а не вопрос сокращений на рабочих местах. Для наглядности: в опросе для работы "Искусственный интеллект в России — 2023" основными рисками предприятия видели кибербезопасность (68%), соблюдение нормативных и законодательных требований (53%), конфиденциальность (27%).
Риск того, что ИИ заместит рабочую силу, видят 0% опрошенных. Действительно, выглядит так, будто сейчас генеративный ИИ не способен заместить работника: есть риск так называемых галлюцинаций (когда сеть придумывает информацию или искажает её), есть дефицит физических мощностей, есть вопросы к сохранности обрабатываемой информации — код закрытого продукта отдавать неизвестно кому ради оптимизации не очень хочется. Или всё–таки в РФ сейчас регулируется и приватность информации для ИИ, и генерируемый контент? Интересным образом эта отрасль в стране сейчас находится и на госпопечительстве, и на "саморегуляции": есть законопроекты для IT–отрасли вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030–го и есть параллельно Декларация об ответственной разработке и использовании сервисов на основе генеративного ИИ.
Помимо этого, в конце июля Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, встретился с главой СПЧ Валерием Фадеевым, и они договорились "выработать правила и ограничения для использования ИИ в определённых отраслях. В частности, в здравоохранении, образовании, судопроизводстве, транспорте, сфере безопасности и психологической помощи".
Тем не менее, несмотря на активность в законотворчестве, в России пока нет цельного законодательного базиса: он только активно разрабатывается. Аналитики обозначают положение дел в стране сейчас как "зарождение нормативной базы" — в этом плане юридические системы Китая и ЕС уже на ступень выше. Однако сейчас РФ является более выгодной страной для развития ИИ–компаний, так как государство пока не так сосредоточено на детальном регулировании нейросетей. Стоит отметить, что подобный подход также не подразумевает покрытие рисков в случае форс–мажоров — подобное юридическое положение в целом характерно для пионеров в мире цифровых разработок.
Таким образом, искусственный интеллект постепенно перестаёт быть фантастикой и занимает важное место в жизни людей. В России он становится движущей силой прогресса, способствуя значительному развитию различных секторов экономики.
В целом генеративный ИИ сейчас заслуженно находится в центре внимания государственных структур и обычных граждан: в мире, где информация стала важнейшим ресурсом, управляющим фондовыми рынками и многомиллионными капиталами, оставлять подобные "информационные порталы" без внимания было бы безрассудно. Уже сейчас, согласно опросу Associated Press, 74% опрошенных из мира СМИ заявили, что использовали в работе генеративный искусственный интеллект.
Более того, он ближе, чем кажется: самый первый и предпоследние абзацы этой статьи были написаны ИИ–сервисами YandexGPT и GigaChat соответственно.