Пережив ажиотаж 3 года назад, сфера цифрового искусства и предметов коллекционирования сейчас сбавила обороты и в идейном, и в финансовом плане.
Для многих и по сей день аббревиатура NFT (non–fungible token — невзаимозаменяемый, то есть имеющий уникальные свойства токен) вызывает конкретные ассоциации с картинками обезьян, криптовалютой (и со скептицизмом, который с ней связан). Ещё сочетание английских букв N, F и T напоминает о чудачествах известных людей, которые продают свои цифровые коллекции на маркетплейсах.
Тем не менее в течение последних лет невзаимозаменяемые токены постепенно выходили за рамки обычных изображений. Одним из интересных примеров внедрения NFT является метавёрс, или метавселенная, — цифровые миры, в которые можно заходить, имея доступ к интернету.
В подобных виртуальных пространствах пользователь общается и участвует в мини–активностях на сервере. Впрочем, приставка "мини–" иногда не соответствует реальности: к примеру, в метавёрс проводят концерты Трэвис Скотт и Ариана Гранде, а большие бренды по типу H&M и Gucci открывают свои магазины и шоурумы.
Каким образом связаны NFT и метавёрс? Дело в том, что все метавселенные подразумевают привязку цифровых предметов, например виртуальной обуви, к уникальному токену, то есть NFT, который будет подтверждать факт владения предметом. И если пока большинство не оценивает это как серьёзную инвестицию, то, к примеру, кто–то из пользователей уже покупал в 2022 году участок виртуальной земли за 450 тыс. долларов, чтобы стать соседом Снуп Догга.
С мемкоином шутки плохи
Концепция метавселенных получала большую поддержку в медиа через бренды и техгигантов, которые зачастую сами и запускали эти метавселенные. Концепцию NFT рскручивали инфлюэнсеры и меценаты, которые тратили круглые суммы на цифровые картины. Однако сейчас отчёты о состоянии индустрии не вызывают оптимизма. Так, к примеру, согласно агрегатору данных CryptoSlam, объём рынка NFT во II квартале 2024 года упал на 44% — с $4,14 млрд до $2,32 млрд.
"Второй квартал был непростым, биткоин сам снизился на 15%, и стоимость многих альткоинов (любая криптовалюта, кроме биткоина) показала результат значительно хуже, чем NFT", — отмечает Хендрик Андерссон, директор по инвестициям в Apollo Crypto.
Другой причиной падения объёмов рынка Хендрик называет растущую популярность мемкоинов. Так обозначаются монеты, которые создаются на каком–то инфоповоде, меме или просто ради шутки: среди наиболее известных выделяются Dogecoin, Shiba Inu и Pepe. Уступая в экономике или инфраструктуре проекта, подобные монеты выигрывают за счёт хайпа вокруг них, платя за это нестабильностью в цене и краткосрочностью существования.
Обезьяны не одиноки
Интересным образом хайп играл важную роль и в экономике NFT: в своё время небезызвестная коллекция "скучающих обезьян", или Bored Ape Yacht Club (BAYC), на пике стоила $350 тыс. за одно изображение — теперь они торгуются за $30 тыс., пережив 90%–ное снижение. Обезьяны в своём падении не одиноки: общий рейтинг топовых NFT сейчас показывает 74%–ную просадку в цене с декабря 2021 года, когда они были на пике спроса.
Сейчас пресловутый хайп не на стороне NFT: согласно статистике от аналитического агрегатора CoinGecko, рынок мемкоинов растёт, пока NFT сокращаются. Только за последние 2 недели объём суточных торгов мемкоинами вырос более чем в полтора раза, превысив оборот в $5 млрд. Для сравнения: общий объём торгов криптой сейчас составляет примерно $84,6 млрд.
А что с NFT в России
В российском сегменте NFT пока также царят финансовые "заморозки". Несмотря на это, интересные случаи активности и покупок найти можно. В основном всё происходит на относительно недавно появившемся маркетплейсе Fragment, который работает на валюте TON и тесно связан с Telegram. Там, к примеру, был продан за 70 тыс. TON (более $500 тыс.) никнейм @dodopizza для мессенджера. Изначальная его стоимость была 1865 TON, или почти $14 тыс. по сегодняшнему курсу. Сейчас его выставили на продажу за $1 млн. В июне сеть пиццерий "Додо Пицца" уже подавала в суд на Telegram из–за потери своего никнейма.
Кроме того, на основе блокчейна TON запустилась и коллекция "Смешариков", объём торгов которой составил $99 тыс. TON, или почти $740 тыс. "Я лично не заметила какого–то критического спада на рынке. Кто из моего окружения продавал картины (NFT) по 2 тыс. (долларов), те их по 2 тыс. и продают. Кто продавал по 10, так и продаёт по 10. Возможно, на графиках сейчас всё по–другому и объёмы отличаются, конечно, от пиковых, но о крахе индустрии речь не идёт", — поделилась точкой зрения из индустрии NFT–артист и цифровой художник из Санкт–Петербурга Алёна art.ativart.
В целом говорить о провале NFT, вероятнее всего, слишком пессимистично. Не стоит забывать, что этот сегмент тесно завязан на курс биткоина. А тот в свою очередь зависит от более консервативных биржевых активов и реальной экономической ситуации. Поэтому при улучшении общемирового климата рынок NFT тоже не останется в стороне.
Важный вопрос лишь в том, хватит ли энтузиазма у создателей невзаимозаменяемых токенов и доверия у инвесторов на то, чтобы встретить то самое экономическое улучшение.