Триллионы под асфальтом: где развернутся крупнейшие дорожные стройки в России

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

На строительство дорог в России в ближайшие 4 года планируется потратить более 13 трлн рублей. Крупнейшие проекты создадут новые связи между городами, сделают перевозки более быстрыми и удобными.

2023 год стал для России рекордным по объёму дорожного строительства. Всего было построено около 650 км федеральных и региональных трасс. Это в 3 раза больше, чем годом ранее, сообщил в феврале премьер–министр РФ Михаил Мишустин.
Власти нацелены на то, чтобы не сбавлять обороты. Масштабы автодорожной деятельности в стране можно оценить по распоряжению правительства РФ от 20 июня 2022 года № 1601–р. В нём перечислены все значимые объекты, включая дороги местного значения, которые строятся и ремонтируются в 2023–2027 годах. Общий объём финансирования перечисленных в документе проектов превышает 13 млрд рублей. Из них более 5 трлн планируется выделить из федерального бюджета. Остальное добавят Фонд национального благосостояния, региональные бюджеты и внебюджетные источники. В результате планируется построить, реконструировать и привести в нормативное состояние более 4 тыс. км дорог.

М–12 "Восток"

Крупнейший дорожный проект, который сейчас реализуется в стране, — строительство трассы М–12 "Восток" от Москвы до Тюмени. Он оценивается в 1,2 трлн рублей. Трасса является частью международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай, строительство которого предусмотрено нацпроектом "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры". Кроме того, она войдёт в состав маршрута длиной 12 тыс. км от Петербурга до Владивостока.
М–12 начали строить в начале 2021 года. В конце 2023–го был сдан участок Москва — Казань, а до конца 2024 года планируется сдать участок до Екатеринбурга. Движение до Тюмени планируется открыть в 2025 году.
"Теперь готова вся современная скоростная автострада между Москвой и Казанью — нашими крупнейшими деловыми, туристическими, культурными центрами. Дорога — а это более 800 км — займёт примерно шесть с половиной часов, что почти в 2 раза быстрее, чем прежде", — сказал на церемонии открытия участка до Казани президент РФ Владимир Путин.
ГК "Автодор" оценивает макроэкономический эффект в результате строительства трассы М–12 в 2,4 трлн рублей. В частности, на неё будет привлечено до 70 млн тонн внутреннего грузо- потока. Регионы, по которым пройдёт новая дорога, ждут туристического бума, а также развития промышленных площадок.

ШМСД

Петербургская Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) оценивается на данный момент в 272 млрд рублей. Она пересечёт Петербург с востока на запад. Несмотря на свою, казалось бы, скромную протяжённость (27,4 км), проект более чем масштабный. Дорога прокладывается сквозь территории сложившейся застройки, преимущественно с помощью путепроводов. Кроме того, проект включает новый мост через Неву. В этом году планируется ввести первый участок ШМСД — от Западного скоростного диаметра до Витебского проспекта. Полностью же проект должен быть реализован в 2028 году.
ШМСД строится по схеме государственно–частного партнёрства. Среди компаний, участвующих в проекте, — банки ВТБ и "Россия". Часть конкурсов ещё предстоит провести. Пропускная способность трассы составит 70 тыс. автомобилей в сутки. Новая дорога должна решить множество транспортных проблем Петербурга. В частности, она облегчит въезд в город для жителей Кудрово и Мурино — новых городов, появившихся на границе города и Ленинградской области в последние годы.

СБВ–ЛТКЖ

В Московской области — свой мегапроект: трасса Солнцево — Бутово — Видное — Каширское шоссе — Молоково — Лыткарино — Томилино — Красково — Железнодорожный. Её стоимость составляет 166 млрд рублей. Протяжённость трассы — 45 км. С её вводом транспортная доступность улучшится для 450 тыс. жителей региона, в особенности Ленинского округа, Лыткарино, Люберец, Балашихи. Также новая дорога разгрузит МКАД и М–5 "Урал".
Проект реализуется в рамках концессии между правительством Московской области и ООО "Лыткаринская платная дорога". Проект финансирует Газпромбанк. Завершение работ запланировано на 2025 год.

Обход Тольятти

Ещё один объект транспортного коридора Европа — Западный Китай — это обход Тольятти протяжённостью 100 км, включающий в себя трёхкилометровый мост через Волгу. Он обойдётся в 141 млрд рублей. Строительство объекта началось в 2019 году по концессионной схеме и должно завершиться уже в этом году. К финансированию строительства привлечены средства инфраструктурных облигаций "Дом.РФ".
Обход Тольятти позволит сократить время на поездку из Москвы в Самару почти в 2 раза. Он повысит инвестиционную привлекательность особой экономической зоны Тольятти и технопарка "Жигулёвская долина". Наконец, облегчится транзит для 12 млн автомобилей, которые ежегодно пересекают Самарскую область, создавая нагрузку на плотину Жигулёвской ГЭС и жилые кварталы Тольятти.

Южный обход Саратова

Южный обход Саратова стоимостью 134 млрд рублей также включает в себя мост через Волгу длиной более 11 км. Весь обход будет иметь протяжённость 45 км. Проект финансируется из федерального бюджета. Новая дорога замкнёт кольцо вокруг Саратовской агломерации, включающей города Саратов и Энгельс с населением более 1,2 млн человек, соединившись с трассой Саратов — Озинки.
Кроме того, обход станет частью федеральной трассы А–298 Сызрань — граница с Казахстаном. Долгое время она находилась не в лучшем состоянии, но сейчас приводится в порядок. В настоящий момент ведётся подготовка к строительству объекта. Завершить работы планируется в 2026 году.

Ленский мост

Мост через реку Лену в районе Якутска обойдётся в 132 млрд рублей. Концессионное соглашение с ООО "Восьмая концессионная компания" (принадлежит Группе ВИС и Сбербанку) подписали ещё в 2020 году, но строительство началось только в 2024–м. Сдать объект планируют в 2028 году. Общая протяжённость вантового моста составит 4,6 км, а вместе с подъездами — 14,5 км. Это будет уникальное сооружение: в зоне вечной мерзлоты вантовых мостов ещё не строилось.
Новая переправа соединит восток и запад Якутии, между которыми отсутствует круглогодичное сухопутное сообщение, а также свяжет три федеральные автодороги: "Лена", "Колыма" и "Вилюй". Кроме того, он соединит Транссибирскую и Байкало–Амурскую магистрали с Северным морским путём.
С вводом Ленского моста транспортная доступность в Якутии увеличится с 20 до 87%. Ежегодная экономия бюджета на затратах по "северному завозу" составит не менее 4,7 млрд рублей. Будут созданы предпосылки для вовлечения в хозяйственный оборот территорий с природными ресурсами глобального значения.

Трасса А–289

Строительство нового направления трассы А–289 ведётся в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные дороги". Федеральный бюджет выделяет на него 115,9 млрд рублей. По сути строится новая дорога от Краснодара до Крымского моста, параллельная существующей. Работы начались в 2021 году, а в этом их планируется завершить.
Существующая трасса А–289 длиной 150 км пролегает через десятки городов и станиц, скорость в которых ограничена 60 км/ч, а то и 40 км/ч. Регулярно, особенно в летний сезон, она встаёт в пробках. Новая дорога сократит путь до 119 км. Она будет четырёхполосной, в её составе — 10 разноуровневых развязок, 49 мостов и путепроводов. В итоге время в пути от Краснодара до моста в Крым сократится с нынешних 4–5 до 2 часов.