Никита Явейн: поиск градостроительного кода

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Наверное, нет в архитектуре более близких конечному пользователю объектов, чем жилые дома. К тому же качество такой архитектуры можно оценить практически сразу после окончания строительства: если жильё востребовано, значит в этом есть и заслуга архитектора. Оговорюсь, что это важный, но не единственный критерий.
Часто при проектировании и строительстве жилых комплексов архитекторы и девелоперы забывают о том, что любое здание, даже если его строят в чистом поле, сразу же становится частью среды. Особенно важно учитывать это обстоятельство при работе в районах с исторической застройкой, где среда определённым образом уже сформирована. Разрыв среды — самое страшное, что может случиться. Для того чтобы этого не происходило, пытаются придумать какие–то оригинальные схемы или ещё чаще идут по пути создания безлико–никаких домов. В результате ткань города рвётся на куски и новые здания выглядят как заплатки. Банальная стилизация под то, что было создано нашими предшественниками, — ещё более губительный путь.
Наш подход иной. Мы максимально тщательно изучаем контекст и в каждом конкретном случае предлагаем только те решения, которые кажутся оптимальными именно для этого места. Два наших новых жилых комплекса на Петроградской стороне: один — между Петроградской наб. и ул. Чапаева, и второй — на наб. реки Карповки. Очень разные жилые дома, которые "выросли" исходя из контекста и благодаря этому не только не разрушили, но и дополнили собой существующую городскую среду. На Карповке, например, за счёт раскрытого на реку глубокого двора–курдонёра, а на Чапаева — благодаря абрису скатной кровли и необычному для петербургских домов силуэту, позволившему к тому же сохранить необходимую инсоляцию соседнего жилого дома.
ЖК "Мануфактура James Beck", Архитектурное бюро "Студия 44"
В обоих случаях городская среда получает своё переосмысление, а новые объекты, наследуя определённые традиции и принципы, заполняют собой средовые разрывы. Ещё один жилой комплекс расположен на Васильевском острове рядом с кораблём–музеем "Ледокол Красин", и тут уже совсем иная ситуация. Здесь мы начинаем наступление исторического города на промышленную территорию, возвращаем её горожанам, но делаем это тактично, сохраняя общую планировочную структуру Васильевского острова с его регулярной сеткой линий и продолжая редкую для Петербурга ступенчатую застройку образцовыми домами набережной Лейтенанта Шмидта (бывшей Николаевской).
В основе каждого из этих проектов лежит тщательный поиск градостроительного кода. Когда он найден и воплощён, существующая городская среда не только сохраняется, но и получает необходимое развитие. В тех случаях, когда среда ещё только формируется, новая архитектура способна определить вектор её будущего становления. Именно это мы видим в случае с жилым комплексом, строительство которого завершается рядом с пересечением пр. Гагарина и ул. Типанова. В результате синтеза петербургской неоклассической традиции и московских масштабов здесь закладывается новая градостроительная система координат, а благодаря насыщенным коммерческим, рекреационным и даже культурным составляющим (это и встроенный театр, и ведущая к фонтану широкая лестница–променад — главное рекреационное и одновременно входное пространство, и физкультурно–оздоровительный комплекс с бассейном, и предприятия торговли и общественного питания) новый жилой комплекс взаимодействует с городской средой, но уже как часть общей инфраструктуры района.
Автор — Никита Явейн, руководитель архитектурного бюро "Студия 44"