Дочь художника Вячеслава Пакулина, писавшего блокадный Ленинград, требует от Русского музея возврата четырёх картин отца.
Дзержинский райсуд Петербурга рассматривает иск 76–летней Любови Пакулиной, дочери ленинградского художника Вячеслава Пакулина, к Государственному Русскому музею (ГРМ). Наследница просит признать за ней право на четыре картины отца — "Блокадный Ленинград. Пейзаж с кораблём", "На Кировском заводе. Бригада стахановцев. 1936", "День отдыха на островах", "Колхоз. Молотьба", находящихся на временном хранении в музее. Кроме того, она просит истребовать полотна из владения ГРМ.
Вячеслав Пакулин, известный живописец и график, родился в 1901 году и скончался в 1951–м. Первая персональная выставка его работ в Русском музее состоялась в 2021–2022 годах. На экспозиции были представлены около 200 произведений. Это событие произошло в том числе благодаря усилиям Любови Пакулиной, отмечает ГРМ на своём сайте.
"Коммерсант" в своей рецензии на эту ретроспективу называл Вячеслава Пакулина "полузабытым мастером 1920–1940–х годов". Художник выполнил немало пейзажей блокадного Ленинграда и даже попал в военную кинохронику, снятую кинооператором Ефимом Учителем. Широко известным стал кадр, на котором Вячеслав Пакулин пишет с натуры на Невском проспекте.
ГРМ нередко ссылается в своих публикациях, посвящённых блокадному Ленинграду, в том числе и на работы Вячеслава Пакулина, а также использует их на экспозициях и выставках, посвящённых этой теме. Работы автора находятся не только в собраниях российских музеев и частных владельцев, но и в коллекциях за рубежом. Представитель наследницы адвокат адвокатской консультации "Защита по уголовным делам" Алексей Соколов рассказал "ДП", что в 2017 году решением Куйбышевского райсуда Петербурга за Пакулиной признано право на 10 картин её отца, хранившихся в ГРМ. Они были получены истицей. Картины оценены ГРМ в 5,6 млн рублей.
"Летом 2022 года мы обнаружили, что в Русском музее находятся на временном хранении ещё четыре работы Вячеслава Пакулина, переданные туда в 1960–1970–х годах, но ГРМ отказался их возвращать. Поэтому мы были вынуждены обратиться в суд", — говорит Алексей Соколов.
Специалисты Научно–исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова оценили эти четыре работы Вячеслава Пакулина в 3,79 млн рублей.
"ДП" направил запрос в Русский музей.
"Если спорные картины находятся в музее лишь на хранении, то у суда есть все основания их истребования для передачи в собственность дочери, — говорит юрист коллегии адвокатов Delcredere Павел Оськин. — Исход будет обратным, если у музея имеется заключённый непосредственно с автором договор продажи или дарения картин". По мнению эксперта, спор усложняется тем, что правоотношения художника и музея основывались на уже не действующем законодательстве (положениях Гражданского кодекса РСФСР).
Юрист Claims Полина Сёмина отмечает, что суд, даже признав право собственности истицы, может отказать в истребовании картин, если они были переданы музею на законных основаниях. "Основная сложность заключается в доказывании того, что спорные картины принадлежали наследодателю, поскольку решение Куйбышевского суда Петербурга не содержит каких–либо выводов относительно вхождения спорных картин в наследственную массу, — отмечает Полина Сёмина. — Тот факт, что автором картин является наследодатель, не исключает, что он мог при жизни передать их в собственность другому лицу, которое и передало эти четыре картины в музей".
В российской судебной практике нередко можно встретить споры с участием наследников хранящихся в музеях предметов, и это не только картины и другие произведения искусства, но и государственные награды. "Возникновение спорных ситуаций связано не только с большим количеством музеев в России и хранящихся в них предметов, но и со сложностью регулирования, включающего в себя несколько областей права", — добавляет Полина Сёмина.