Минкульт призывает жёстче бороться с пиратским прокатом. Речь идёт о схемах "предсеансового обслуживания". Однако без западных фильмов кинотеатры могут не выжить.
Темой для обсуждения на одном из недавних заседаний комитета Госдумы по культуре стало так называемое "предсеансовое обслуживание" в кинотеатрах — одна из популярных ныне схем псевдолегализации пиратского показа иностранных фильмов, не вышедших в официальный прокат на территории России. На вопрос главы комитета Елены Ямпольской о том, как наказывают кинотеатры за такую деятельность, ответил замминистра культуры Сергей Обрывалин.
"Мы составляем протоколы. Первый протокол — штраф, второй — штраф, и только на третий штраф, теоретически, можно закрыть кинотеатр. И пока мы с вами составляем второй штраф, кино уже снялось с проката, прошло 2–3 недели. Да, законодательно, наверное, нужно действительно запрещать такие вещи", — сообщил он.
Что такое "предсеансовое обслуживание"
Ранее советник президента РФ по культуре Владимир Толстой говорил, что пиратские фильмы в российских кинотеатрах — это вынужденная мера на время создания нового отечественного контента.
Однако продолжается эта практика уже около 2 лет. Одни кинотеатры показывают фильмы без прокатного удостоверения через отдельное юридическое лицо, другие пользуются схемой с "предсеансовым обслуживанием", а третьи крутят старые фильмы, удостоверения на которые им выдали ещё до санкций.
"Предсеансовое обслуживание" работает так: в кинотеатре вместе с голливудским блокбастером показывают отечественную короткометражку. По документам зритель идёт именно на неё, а западный фильм показывают как бесплатное приложение. При этом само по себе "предсеансовое обслуживание" российским законом прямо разрешается. 1 марта 2022 года изменился порядок оказания услуг по показу фильмов. Тогда в правила добавили абзац о праве кинотеатров на показ любых видеоматериалов в качестве бесплатного обслуживания перед основной кинокартиной. Но кинопрокатчики, использующие эту схему для показа блокбастеров, всё равно должны нести наказание.
"Аудиовизуальное произведение транслируется целиком. Это так или иначе показ — фильм демонстрируется в зале и публично, значит, увы, прокатное удостоверение закон о господдержке кино требует. Оштрафовать за такое могут. Другой вопрос, что это уже больше не про авторское право. Прокатное удостоверение хотя изначально и подавалось как мера защиты правообладателей, всё же в большей степени является инструментом госрегулирования рынка, публичных норм о кинопродукции (соблюдение возрастной маркировки), патерналистской мерой и средством осуществления цензуры", — объясняет юрист по праву интеллектуальной собственности преподаватель СПбГУПТД Юрий Багров.
В 2022 году было возбуждено административное дело против ООО "Синема 98". Тогда фильм "Миньоны: Грювитация" показывался как бесплатное предсеансовое обслуживание перед познавательным фильмом "Наедине с природой". Суд назначил компании штраф, а потом заменил его на предупреждение, поскольку "Синема 98" является субъектом малого предпринимательства и впервые совершило правонарушение.
Как бороться с пиратским прокатом
Все схемы серого кинопроката нарушают закон. За показ фильма без удостоверения можно получить административный штраф или приостановление деятельности. За предоставление ложных данных в ЕАИС тоже следует административное наказание. Однако на деле, как бы власти ни хотели бороться с пиратством, дальше штрафов и предупреждений дело не идёт. И это вызывает серьёзное недовольство у некоторых представителей власти.
Глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская писала в своём telegram–канале, что "неконтролируемая голливудщина в киносетях — это не только мухлёж в отчётности и налогах, но и шлагбаум на пути отечественного кино". Также она сообщает, что российский фильм "Позывной “Пассажир”" получил намного меньше киносеансов, чем "Дюна–2". Логика бизнеса проста — 10–12 сеансов на удобное время лучше отдать тому фильму, на который придут больше людей.
Федеральный Фонд кино тоже выступает против нелегального проката. Там считают, что пиратство приводит к репутационным рискам, а западные фильмы противоречат духовно–нравственным ценностям России.
Министр культуры РФ Ольга Любимова предлагает бороться с пиратами закрытием кинотеатров. При этом, по её мнению, для России нет недружественных режиссёров. Важно лишь совпадение их нравственных ценностей с российскими.
Именно такие аргументы, как несоответствие западных фильмов культурным ценностям России, а также желание поддержать отечественных производителей и избежать репутационного ущерба, чаще всего приводят сторонники более жёсткой борьбы с пиратством в кинотеатрах. О потенциальных исках от западных кинодистрибьюторов речь заходит куда реже. Более того, в Госдуме одно время шли разговоры о принудительном лицензировании голливудских фильмов. Но законопроект дальше обсуждения не продвинулся.
Юрист Юрий Багров полагает, что крупным прокатчикам отечественных проектов может быть даже выгоден запрет нелегального проката. "Отечественным кинопроизводителям оттеснение иностранного коммерческого кино в серую зону может быть выгодно, и Минкульт может оказаться не прочь ситуацией воспользоваться для негласного регулирования. Такая ситуация выглядит для упомянутых интересантов предпочтительнее гласных механизмов принудительного лицензирования", — говорит эксперт.
Сколько денег приносят пиратские фильмы
Теневой кинопрокат приносит ощутимую долю сборов. По экспертным оценкам, вторая часть "Дюны" за первую неделю показа заработала в России более 100 млн рублей. В официальной статистике при этом фильм Дени Вильнёва занимает места поскромнее. В Петербурге за март, к примеру, фильм, по данным системы ЕАИС, заработал 9,6 млн рублей и расположился на шестой строчке топ–10. А строчкой выше значится короткометражка "Сколько весит облако?", собравшая за то же время 16,6 млн рублей. Секрет прост — в кинотеатрах её ставили в один сеанс к разным блокбастерам, от "Флэша" до "Вонка".
Так что, в отличие от производителей, запрет пиратства абсолютно невыгоден кинопрокатчикам и кинотеатрам. В первые несколько месяцев после наступления санкций кинотеатры потеряли очень много денег. Кассовые сборы за 2022 год упали почти в 2 раза по сравнению с 2021–м. Одних только российских фильмов недостаточно для полноценной работы отрасли. Кинотеатры, работающие без нелегальных схем, вынуждены ставить на экраны старые зарубежные фильмы, чтобы разнообразить репертуар.
В сети кинотеатров "Мираж Синема" на вопрос о выживаемости кинотеатров без пиратства отвечать отказались, обосновав это тем, что они ставят на экраны только официальный и ключевой контент. В Ассоциации владельцев кинотеатров тоже не стали давать комментарий на тему пиратского контента. В сети кинотеатров "Люксор" и киноцентре "Дом кино" от комментариев воздержались.