В Петербурге стали чаще просить о принудительных работах вместо реального срока

Автор фото: vostock-photo

В Петербурге почти в 5 раз выросло число заявлений от осуждённых о замене им реального срока на принудительные работы

В 2023 году в суды Северной столицы поступило 584 обращения от осуждённых, отбывающих наказание в петербургских колониях. Они просят заменить им оставшуюся часть срока принудительными работами, более мягким наказанием. При этом в 2022 году таких ходатайств было всего 127, а годом ранее и того меньше — 68, уточнила глава объединённой пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева. "ДП" вместе с экспертами разбирался, чем объясняется такой всплеск заявлений от осуждённых.

Каковы критерии для замены наказания

Принудительные работы — один из видов наказания, введённый в УК РФ в 2011 году. Применяется он к осуждённым, которые соответствуют ряду критериев. Фигурант должен отбыть треть либо половину срока (в зависимости от статьи обвинения), обязан возместить потерпевшим вред (или начать его возмещать). Кроме того, его поведение в колонии должно свидетельствовать об исправлении. Речь идёт, например, об отсутствии наказаний за нарушение режима и о поощрениях.
После назначения принудительных работ осуждённый отправляется в исправительные центры. В Петербурге таких три. Самый крупный из них расположен в Колпино. Центр можно условно сравнить с общежитием, режим в котором мягче, чем в колонии. Отсюда осуждённые направляются на различные работы. "Из их зарплаты администрация удерживает определённую сумму, которая идёт в том числе на погашение ущерба и уплату штрафов, назначаемых судами в приговорах", — говорит адвокат Ася Борзова.

Перевоспитался и занимался благоустройством

В 2022 году 40–летний Сергей Васильев (имя изменено), отбывавший срок в исправительной колонии № 5 (посёлок Металлострой), обратился в Колпинский райсуд с просьбой о замене ему реального лишения свободы на принудительные работы. Наказание ему было назначено в 2021 году Красносельским райсудом, который признал его виновным в незаконном обороте наркотиков и приговорил к 2 годам колонии. К осени 2022 года Васильев, находившийся в ИК–5 с декабря 2021–го, отбыл половину срока, не имел взысканий, ещё во время судебного процесса признал вину и раскаялся в содеянном, то есть отвечал всем необходимым требованиям.
Руководство ИК–5 поддержало своего подопечного. Из характеристики Васильева следовало, что он занимается благоустройством колонии, посещает воспитательные мероприятия и делает правильные выводы, нарушений не допускает (наоборот, трижды поощрялся).
В ноябре 2022 года суд назначил Васильеву принудительные работы на 10 месяцев и 29 дней с удержанием 10% из зарплаты.

Принудительные работы как альтернатива УДО

По мнению управляющего партнёра ZE Lawgic Legal Solutions Руслана Зафесова, рост числа заявлений о замене колонии на принудительные работы объясняется довольно просто — мало кто из осуждённых желает находиться в местах лишения свободы.
Ася Борзова видит и другие причины.
"В последние пару лет суды стали тяжелее удовлетворять ходатайства об условно–досрочном освобождении: возросла роль мнения потерпевшего и важность возмещения ущерба. Если два этих пункта не в пользу осуждённого, то вероятность удовлетворения судом ходатайства об освобождении невелика, — говорит адвокат. — А при рассмотрении ходатайства о замене сурового режима на более мягкий вид наказания мнение потерпевшего не учитывается, да и на степень возмещения ущерба суды смотрят не так пристально".
Ещё одной причиной является открытие в 2022–2023 годах на Северо–Западе нескольких новых исправительных центров — мест, где, собственно, осуждённые и отбывают наказание в виде принудительных работ.
Ранее принудительные работы суды назначали реже из–за невозможности реализовать такое решение в пределах субъекта Федерации, как предписывает закон, полагает Ася Борзова.
Кроме того, право на замену лишения свободы на принудительные работы возникает раньше других возможностей смягчения наказания. "Например, за совершение тяжкого преступления такая возможность появляется по прошествии 1/3 назначенного срока, тогда как за условно–досрочным освобождением можно обращаться после отбытия половины срока", — добавляет адвокат.
Партнёр компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков считает, что свою роль играет и нехватка кадров в реальном секторе. "Поэтому готовность и прокуратуры, и Федеральной службы исполнения наказаний поддержать замену одного вида наказания другим объясняется общей социальной обстановкой, — считает эксперт. — А учитывая позицию контролирующего и надзорного органов, и суды в свою очередь чаще проявляют лояльность к подобным ходатайствам".

Недолго музыка играла

Впрочем, как показывает петербургская судебная практика, число возвратов осуждённых обратно тоже увеличивается. Если в 2022 году суды Северной столицы вернули в колонию 30 человек, то в минувшем — уже 132.
Аналогичная судьба постигла и Сергея Васильева, продержавшегося на принудительных работах только 5 месяцев и 12 дней. В апреле 2023 года тот же Колпинский райсуд удовлетворил обращение руководства исправительного центра №1. Основанием стало злостное нарушение осуждённым требований режима: в марте 2023 года Васильев вернулся в ИЦ–1 с признаками наркотического опьянения, от освидетельствования отказался.
По словам Дарьи Лебедевой, история Васильева является типичной.
"Самая частая причина возврата в колонию — уклонение осуждённого от отбывания принудительных работ либо злостное нарушение порядка. Нередко они пьют алкоголь, употребляют запрещённые вещества и по этим причинам не приходят на работу", — добавляет глава объединённой пресс–службы судов Петербурга.
До 2022 года сложилась парадоксальная ситуация: осуждённый младше 60 лет вправе претендовать на смягчение наказания, а пенсионер, даже при положительном поведении и возмещении ущерба, должен был находиться в колонии. Причина была в том, что положения УК РФ не позволяли судам назначать наказание в виде принудительных работ нетрудоспособным осуждённым, в том числе достигшим пенсионного возраста. Однако в феврале 2022 года Конституционный суд РФ разъяснил, что осуждённому, достигшему пенсионного возраста, не может быть отказано в замене неотбытой части наказания принудительными работами только лишь на основании возраста, если он отвечает всем иным требованиям, а состояние здоровья позволяет работать.
Алексей Добрынин
управляющий партнёр коллегии адвокатов Pen&Paper
Положительная динамика применения наказания в виде принудительных работ сохранится и увеличится. В соответствии с концепцией развития уголовно–исполнительной системы РФ (на период до 2030 года) в стране по состоянию на 2021 год было создано 8,2 тыс. мест для отбывания наказания в виде принудительных работ, а в 2023–м это было уже 43 тыс. В исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, планируется кратное увеличение размещения осуждённых к принудительным работам. Важнейшей причиной роста применения этого вида наказания является позиция государства, которое последовательно стремится увеличить пенитенциарную рабочую силу. Это, с одной стороны, обусловлено негативными социально–экономическими аспектами, связанными с содержанием осуждённых в местах лишения свободы, а с другой стороны — потенциальной экономической пользой использования их труда.
Тельман Оганесян
старший юрист юридической фирмы "Рустам Курмаев и партнёры"