Безоблачное будущее: в России ограничат доступ к сервисам Amazon и Microsoft

С конца марта Amazon и Microsoft приостанавливают доступ к своим облачным продуктам в России. Несмотря на развитый рынок и наличие собственных продуктов, не все российские компании успели перестроиться.

Изначально приостановку доступа к своим облачным продуктам на территории РФ Microsoft и Amazon планировали начать буквально со среды, 20 марта. Но представителям российского рынка удалось договориться о небольшом продлении срока.
"По собственным каналам только что получили информацию от представителей Microsoft, что благодаря проактивной позиции клиентов Softline началось обсуждение вопроса о переносе сроков приостановки работы сервисов и доступа к данным на конец месяца. Это не отменяет вводимые ограничения, но даёт необходимое время сделать бэкапы и настроить работу альтернативной инфраструктуры. Особенно это важно для социально значимых объектов", — рассказал "ДП" вице–президент ГК Softline Андрей Благоразумов.
Ранее Softline стало известно, что под блокировку точно попадут подписки Teams, One drive, Azure, Office 365 M365, все веб–службы (в том числе бесплатные), SQL On–prem Server, System center server (перестанут доставляться security updates), все версии Excel. Также будут заблокированы ключи на MS Visio и Office, Security updates (WSUS) доставляться не будут. Важный момент для многих: планируемое отключение также коснётся бесплатных версий Power BI Pro и Azure Devops и сервиса Microsoft online protection. Отключение затронет только компании, зарегистрированные на территории РФ.
Как отмечают многие собеседники "ДП", несмотря на давно нависший риск отключения России от иностранных облачных сервисов, многие компании не спешили переходить на отечественные аналоги. И новые известия застали их врасплох.
"Смена облачной платформы — это большая и сложная работа, для которой нужны перестройка процессов, ресурсы на установку и интеграцию облака с другими внутренними системами, кастомизация и настройка дополнительного функционала, штат для его поддержки", — говорит руководитель управления эксплуатации инфраструктуры и сервисов "ОБИТ" Кирилл Тимофеев.
Генеральный директор оператора связи "Комфортел" Дмитрий Петров отмечает, что сработали два аспекта — психологический и экономический. Во–первых, осуществлять миграцию на какой–то другой софт дорого и сложно. Во–вторых, аналогов не так много. "Никаких санкций не было, и зачем компаниям этим заниматься, если можно было не заниматься. В какой–то степени это психологически их расслабило и, как следствие, привело к тому, что многие оказались в ситуации, к которой не готовы", — поясняет эксперт.
Как рассказали "ДП" в компании VirtualPos, которая занимается облачными решениями для розничного бизнеса, у российских компаний сформировалась тенденция на отложенное импортозамещение. "Первая причина этого — недоверие к российским продуктам. Долгое время существовал стереотип, что иностранные решения надёжнее отечественных, поэтому по привычке им продолжают отдавать предпочтение. Вторая причина — сложность перевода бизнес–процессов на новые рельсы. Для организации перехода надо подобрать аналог, выделить команду, обучить сотрудников, которые будут пользоваться новым решением. Часто его сложно интегрировать в текущую инфраструктуру и синхронизировать с другими сервисами", — считают в компании.
Генеральный директор "МойОфис" Павел Калякин подтверждает, что зарубежное ПО по–прежнему удерживает лидерство в корпоративной среде по многим направлениям. В том числе за счёт пиратства. "Некоторые компании до недавнего времени продолжали заниматься не разработкой плана миграции, а поиском способов серых поставок и приобретения тех же иностранных программных продуктов. Отметим, что с нашей точки зрения именно пиратство замедляет развитие отечественного IT–рынка информационных технологий", — подчёркивает он.

Три кита

Рынок облачных услуг в целом можно разделить на три вида — IaaS, PaaS и SaaS. IaaS — это infrastructure as a service, "инфраструктура как сервис".
"В рамках этого сегмента провайдер предоставляет заказчикам вычислительные мощности в аренду для различных задач. Клиенты получают доступ к выделенным и облачным серверам, на которых они могут развёртывать нужное им программное обеспечение и приложения", — рассказали "ДП" в компании Selectel.
Этим пользуется как малый бизнес, так и крупные компании, а также государственные организации. Чаще всего с IaaS работают системные администраторы.
PaaS — platform as service, или "платформа как сервис". Провайдер предлагает пользователям комплексную облачную среду, которая используется для создания, тестирования и запуска приложений и сервисов. Этот вид облачных услуг используют компании, которые стремятся вынести за рамки своего бизнеса управление и поддержку сложных информационных систем и высвободить ресурсы для своей основной деятельности. Это могут быть крупные корпорации, разработчики в сфере интернета вещей, стартапы и малый бизнес. Именно разработчики являются здесь частыми клиентами.
SaaS — software as service, или "программное обеспечение как сервис". Модель, при которой ПО размещается в облаке, а доступ к нему предоставляется через веб–браузер, мобильное приложение или специализированный клиент для ПК.
"Сотрудники практически всех компаний ежедневно пользуются SaaS–услугами, так как сегмент включает в себя всё ПО, развёрнутое в облаках", — добавили эксперты Selectel.
Именно услуги SaaS предоставляли Microsoft и Amazon, отмечают собеседники "ДП". Так, облачный сервис Microsoft 365 включал в себя работу приложений Office, ВКС Teams и других популярных решений, созданных Microsoft. В том числе поэтому переход на российские решения затянулся.
"Случай с Microsoft — ещё один хороший пример, как глобализация может в любой момент лишить пользователей доступа к привычным инструментам, а также вынудить в срочном порядке искать альтернативу для миграции, что повлечёт сопутствующие затраты и возможную приостановку рабочих процессов", — прокомментировали представители компании TrueConf.
"Прекращение работы облачных решений Microsoft и Amazon остро влияет, поскольку в России на данный момент отсутствует полноценный аналог", — добавляет к этому Кирилл Тимофеев.

Государство как драйвер

Компании, которые размещали свои данные в облаках Microsoft, рискуют полностью потерять возможность с ними работать, считает Павел Калякин. По его словам, быстро заменить одну IT–инфраструктуру на другую не получится. В среднем переход может занимать 1–2 года. А в идеале для полной миграции на новое ПО требуется ещё и проведение тестирования — плюс полгода.
Есть и человеческий фактор: быстрая миграция затрудняется из–за привычки пользователей, которая формировалась у них на протяжении десятилетий работы на одном и том же ПО.
Тем не менее для российского рынка облачных решений открываются новые возможности. "Отечественный рынок облачных услуг активно растёт последние 5 лет, и сегодня в России представлено большое количество отечественных альтернатив сервисов, предназначенных для работы с документами и коммуникаций. По нашей оценке, существующие на рынке отечественные сервисы имеют достаточную функциональность, чтобы обеспечить работу любой организации. При этом их стоимость зачастую оказывается существенно меньше зарубежных аналогов. Уверены, что череда последних анонсов по ограничениям использования сервисов Microsoft и Google мотивирует и небольшой бизнес оценить свои риски, а также будет способствовать ускорению перехода на отечественные разработки", — заявил Павел Калякин.
Директор по развитию бизнеса компании–разработчика "Базис" Андрей Толокнов также говорит о предстоящем росте рынка.
"Драйверами роста в госсекторе были и остаются требования президента и Минцифры о замещении иностранного ПО. В секторе крупного и среднего бизнеса — уход зарубежных вендоров. При этом отечественные решения последние 2 года очень активно развиваются и сейчас по своим возможностям вполне могут заменить иностранные. Что касается бюджетов, то заказчики, как правило, не готовы тратить на отечественные облачные решения больше, чем до этого тратили на зарубежные, и рынок подстраивается под это желание", — резюмирует он.
С точки зрения IaaS рынок хорошо насыщен игроками, их много, они предоставляют достаточно качественный сервис. С точки зрения PaaS дела обстоят тоже неплохо, здесь есть также достаточно качественные поставщики. Но что касается SaaS–решений, то здесь есть тонкий момент. Microsoft как раз предоставлял SaaS–услуги, в частности Microsoft 365 — это ПО компании: корпоративная почта, сервис видео–конференц–связи Teams, приложения SharePoint и т. д. Всеми этими сервисами пользовались крупные корпоративные заказчики, и "слезть" с них очень сложно, потому что пользователи привыкли к определённому уровню приложений. Пока на российском рынке близких по удобству и функциональности сервисов нет. С 2022 года российский рынок облачных сервисов вырос более чем в 2 раза. Первый фактор — уход западных поставщиков, второй — проблемы с закупкой и поставкой в Россию серверного "железа". Поэтому в качестве альтернативы заказчики начали использовать облака. В качестве ближайшего тренда на рынке облачных услуг я ожидаю увеличение спроса на AI Cloud — когда облако предоставляет доступ к GPU c высокими вычислительными мощностями, необходимыми для нейросетей. Печально, что этот сегмент не растёт в России достаточно быстро. На Западе рост облачного рынка сейчас обеспечивается именно потребностями нейросетей в вычислительных мощностях.
Дмитрий Гачко
IT–предприниматель, основатель ГК ITGLOBAL.COM
Ситуация для некоторых компаний по–настоящему сложная: многие процессы уже давно и успешно выстроены на SaaS–решениях от зарубежных вендоров. К счастью, критичной ситуация стать не должна. Российские IT–компании уже достаточно давно предоставляют собственные качественные решения. Так, мы несколько лет развиваем сервис "Яндекс 360 для бизнеса", который содержит все необходимые решения для популярных сценариев работы: корпоративная почта и календарь, мессенджер, приложение для видеоконференций "Телемост", сервис для онлайн–редактирования документов, облачное хранение на "Диске", сервис для управления проектами "Трекер" и многое другое. Сегодня разнообразные SaaS–решения использует бизнес в различных областях: образование, промышленность, логистика, ретейл и т. д. Многие пользователи иностранных платформ либо активно рассматривают альтернативные российские сервисы, либо уже мигрировали на них. Последний сценарий сейчас — самый распространённый. Наши клиенты уже сталкивались с задачей экстренно мигрировать пользователей и данные в российский виртуальный офис и перезапускать все бизнес–процессы. На этом опыте мы построили платформу миграции и процесс онбординга новых клиентов. Все эти инструменты делают переезд для клиента максимально удобным, безопасным и быстрым.
Александр Чеснавский
коммерческий директор "Яндекс 360 для бизнеса"