Санитары интеллектуальной собственности: патентные тролли разбушевались

Автор фото: vostock-photo

Патентный троллинг превращается в самостоятельный бизнес, который может доставить немало головной боли предпринимателям.

Инициаторов множества судебных процессов, целью которых является какая–либо интеллектуальная собственность, стали называть патентными троллями. Как правило, их "жертвами" становятся товарные знаки. Ещё одним маркером патентного тролля является регистрация большого количества брендов по множеству классов Международной классификации товаров и услуг. Обладание такими активами как раз и позволяет троллям предъявлять претензии реальному бизнесу — к примеру, о взыскании компенсации за нарушение прав на товарный знак.
Патентный троллинг связан не только с оспариванием патентов, защищающих технические решения в различных сферах бизнеса и решения промышленного дизайна. К слову, как раз в случае с патентами деятельность троллей в России встречается редко. Получить патент — сложная и более дорогая задача, нежели зарегистрировать новый бренд. Поэтому чаще всего деятельность троллей сосредоточена в сфере авторского права (к примеру, фотографии) или товарных знаков.
Каждое из направлений, говорят эксперты, имеет свою специфику, и пока специалисты не видят, чтобы тролли активно осваивали сразу несколько из них, поскольку требуется отдельное создание и отладка юридического механизма оформления прав и предъявления претензий.
По просьбе "ДП" юридическая компания Comply изучила это явление, проведя небольшое исследование. Охватить его целиком достаточно сложно и затратно. Как таковых исследований этой проблемы "ДП" в открытых источниках обнаружить не удалось, поэтому оценить масштаб троллинга в денежном выражении проблематично. Однако можно получить некоторое представление о масштабах деятельности хотя бы по количеству дел наиболее известных и активных представителей этого рынка.
Так, в сфере авторского права на фотографии юристы Comply выделили трёх игроков — ИП Лаврентьев (Москва), ООО "Восьмая заповедь" (Волгоград) и ООО "Пейзаж" (Старый Оскол Белгородской области), которые в 2023 году стали инициаторами 2,4 тыс., 0,8 тыс. и 1,3 тыс. судебных споров соответственно. Данных о выручке ИП Лаврентьев в открытых источниках найти не удалось. Однако, как сообщало "ФедералПресс", ООО "Антипиратские технологии", связанное с ИП Лаврентьев, заработало в 2022 году 50 млн рублей.
По данным сервиса "Контур.Фокус", в 2022 году выручка и чистая прибыль "Восьмой заповеди" составили 33 млн и 10,8 млн рублей, а "Пейзажа" — 14 млн и 2,3 млн рублей соответственно. Данных за 2023 год пока в открытых источниках не обнаружено.
В сфере товарных знаков специалисты Comply выделяют ИП Азамат Ибатуллин (Уфа), который в минувшем году был инициатором 344 споров, а в 2022–м — 872. Данных о выручке ИП в открытых источниках нет.
Представление о цене вопроса могут дать некоторые споры. Так, уфимский предприниматель пытался запретить сибирскому ретейлеру ООО "Торговая сеть “Командор”", выручка которого в 2022 году составила 68,8 млрд рублей, использовать в своём фирменном наименовании обозначение "Командор" как сходное до степени смешения с его товарным знаком. В качестве компенсации Ибатуллин просил взыскать с ретейлера 1 млрд рублей. Правда, Арбитражный суд Красноярского края в декабре 2021 года отказался удовлетворить иск ИП, сочтя его действия злоупотреблением правом. В мае 2022 года апелляция оставила решение в силе.
Сейчас ИП Ибатуллин, как сообщал "ДП", спорит с петербургским производителем лаков и красок ООО "ХК “Пигмент”" из–за товарного знака "Проспект", пока этот спор не завершён.
Размер взысканных средств в каждом деле не так велик. В начале февраля Арбитражный суд Свердловский области утвердил мировое соглашение уфимского предпринимателя с коммерсантом Хусейном Довлатовым, с которого в пользу ИП Ибатуллин в январе 2023 года была взыскана компенсация 600 тыс. рублей. Однако в мировом соглашении стороны сошлись только на 120 тыс. рублей.
А вот суммы досудебных соглашений остаются неизвестными. По оценкам экспертов, их размер может доходить до нескольких миллионов рублей.

Этот бизнес кормит его

По данным сервиса "Контур.Фокус" на ИП Ибатуллин зарегистрировано 519 товарных знаков, а начиная с 2014 года им подано в Роспатент почти 1,6 тыс. заявок на регистрацию различных обозначений.
В юридической компании "Усков и партнёры" полагают, что с появлением Азамата Ибатуллина патентный троллинг стал вполне реальным бизнесом. "Во–первых, он действует от многих компаний и ИП — мы знаем о 25 аффилированных с ним игроках. Во–вторых, он регистрирует и покупает через иски о неиспользовании большое количество знаков. В–третьих, он одновременно ведёт несколько десятков судов. Всё это указывает на то, что троллинг — это профессия, которая его кормит", — считают в "Усков и партнёры".
Таким образом, одни только широко известные истцы, которые массово предъявляют претензии, являются участниками порядка 8,3 тыс. дел, дошедших до суда, резюмируют в юридической компании Comply. "Это большая цифра. Для сравнения: в 2023 году Суд по интеллектуальным правам в качестве кассации рассмотрел 3 тыс. дел (сюда входят споры о компенсациях и нарушениях прав), а в качестве первой инстанции — 1,1 тыс. дел (сюда входят споры об аннулировании товарных знаков, патентов, дела по недобросовестности при регистрации объектов интеллектуальной собственности)", — уточнили в Comply.

В чём польза троллинга?

Некоторые юристы сравнивают патентных троллей с волками, санитарами леса, которые избавляют бизнес–популяцию от слабых компаний. Образно говоря, тролли кусают тех, кто совершил те или иные ошибки в защите своей интеллектуальной собственности. К примеру, одни используют своё обозначение без регистрации, другие радуются тому, что убедили экспертизу Роспатента в несходстве с выявленными противопоставлениями и, как следствие, имеют регистрацию с пороком.
"Роспатент получает пользу в силу новых заявок от троллей, увеличения количества сделок с товарными знаками (уступки и лицензии) и, конечно, от увеличения споров в Палате по патентным спорам. Суд по интеллектуальным правам получает большое количество дел, юристы — работу по этим спорам. Словом, всем есть чем заняться", — говорят в "Усков и партнёры".
Пока российский рынок патентного троллинга явно не достиг размеров своих зарубежных аналогов. Так, в журнале Суда по интеллектуальным спорам преподаватель кафедры гражданского права МГУ им. Ломоносова Арина Ворожевич обращает внимание на ситуацию в США. Там 22 организации, которые скупают патенты ради предъявления претензий бизнесу, использующему соответствующие разработки, в 2009–2014 годах подали почти 4 тыс. заявлений о патентных нарушениях. Эти компании заключили около 2,7 тыс. лицензионных соглашений, а их прибыль составила порядка $4 млрд.
Российский бизнес сегодня не нуждается в дополнительной защите от патентного троллинга. Нужно просто лучше работать. Рынок должен научиться справляться с этой заразой. Многие юристы пытались бороться с троллем заклинанием о его недобросовестности, поскольку он, дескать, много раз так делал. Но этот довод о прошлых грехах тролля не работает. Нужно доказывать злоупотребление в каждом конкретном случае. А это сложнее.
Вадим Усков
основатель юридической компании "Усков и партнёры"
Патентные тролли водятся именно в арбитражных судах. Объясняется это двумя вещами. Во–первых, система арбитражных судов сделала немало для эффективного разрешения споров (онлайн–формат заседаний, возможность скачать материалы дела не выходя из дома и т. д.). Но это удобство сыграло злую шутку: при желании такая система позволяет массово подавать дешёвые по трудозатратам иски. Во–вторых, арбитражные суды рассматривают b2b–споры, а иски к коммерсантам — это то, что интересует троллей в первую очередь. Споры в судах общей юрисдикции, если сравнивать с арбитражными процессами, более трудозатратны и менее предсказуемы, в их системе нет аналога Суда по интеллектуальным правам, формирующего практику. К тому же физические лица не так платёжеспособны и интересуют троллей гораздо меньше.
Максим Али
партнёр юридической компании Comply
Ущерб от действий патентных троллей достаточно велик, а иногда и вовсе губителен для бизнеса. Если крупные фирмы ещё могут вести долгие судебные и административные разбирательства по отстаиванию своих прав, привлекая сильных и хорошо оплачиваемых юристов и предоставляя дорогостоящие доказательства своей правоты (например, нотариальные протоколы, вещественные доказательства из контрольных закупок, опросы общественного мнения и т. д.), то средний и малый бизнес из–за таких материальных и репутационных издержек может и вовсе прекратить существование. Поэтому небольшие компании нередко соглашаются на условия патентного тролля о выплате некоторой компенсации в досудебном порядке, лишь бы избежать публичного противостояния.
Анастасия Герман
ведущий юрист юридической фирмы Intellect