Рынок товаров повседневного спроса вырос на 41% за год

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Рынок eGrocery установил несколько рекордов в 2023 году. Но чтобы двигаться дальше и не уйти в минус, игрокам рынка придётся перестраиваться.

По данным аналитической компании Data Insight, в 2023 году на втором месте по количеству заказов после продаж с маркетплейсов находится сегмент товаров повседневного спроса — eGrocery. В сравнении с прошлым годом он вырос на 41%, до 779,6 млрд рублей. Суммарно россияне сделали 604 млн заказов, что больше 2022 года на 52%.
Прогнозируется, что в 2024 году объём интернет–продаж товаров повседневного спроса вырастет ещё на 47%, до 1,142 трлн рублей. При этом число заказов достигнет рекордных 851,9 млн штук — это больше 2023 года на 41%.
Лидеры рынка eGrocery — сервисы "СберМаркет", "ВкусВилл", "Самокат", "Яндекс Лавка" и Ozon fresh. Несмотря на популярность онлайн–магазинов, продукты питания остаются не самой востребованной категорией среди продавцов на маркетплейсах. Как подсчитали исследователи Data Insight, на Ozon в этой категории продают лишь 7% от всех активных селлеров.
При этом сервис Ozon fresh, специализирующийся именно на курьерской доставке продуктов, в прошлом году активно развивался. Особенно число заказов выросло в Петербурге — больше, чем в среднем по стране.
"Мы много работали над ассортиментом, чтобы гарантировать покупателям свежие продукты и другие товары на выгодных условиях, а также улучшали качество доставки, в том числе за счёт привлечения новых курьеров. В результате сервисам удалось нарастить число заказов по всей стране на 59% год к году. При этом количество заказов в Петербурге выросло на 85% по сравнению с 2022 годом", — рассказали "ДП" в пресс–службе Ozon.
Потребительский тренд на доставку товаров повседневного спроса сформировался во время пандемии и развивается до сих пор, напоминает CEO RetailCRM Дмитрий Бороздин. По его словам, новые привычки потребителя придали турбоускорение развитию eGrocery: крупные игроки включились в гонку и щедро спонсировали инфраструктуру для обеспечения спроса, не всегда обращая внимание на юнит–экономику.
"Например, доставка на сегодняшний день убыточна для большинства игроков рынка. И в ближайшее время эта выгодная и удобная для покупателей опция может стать платной. Учитывая, что аналитики ожидают снижения среднего чека в новом году, любая попытка отобрать у покупателей привычные опции, ухудшить клиентский опыт, повысить их расходы на доставку рискует вызвать снижение темпов роста всего сектора. Но рынку неизбежно придётся пересмотреть бизнес–модели. И этот пересмотр не будет в пользу выгоды для покупателей, потому что рабочая сила дорожает, а расходы на маркетинг в условиях жёсткой конкуренции растут", — рассуждает Дмитрий Бороздин.
Чтобы в этом году рост сегмента eGrocery продолжился, даже крупным игрокам придётся учиться у нишевых, отмечает эксперт. Для этого им нужно сосредоточиться на комфорте покупателя, принимать заказы в удобных каналах, работать с допродажами, чаще напоминать о заканчивающихся товарах регулярного потребления и персонализировать коммуникации и предложения. То есть стать эффективным помощником по хозяйству, от услуг которого будет трудно отказаться даже при растущих расходах.