Два кольца, два конца: денег на синхронный запуск ШМСД и КАД–2 может не хватить

Петербург и Ленобласть спорят о том, какой проект важнее — платная широтная магистраль в городе или КАД–2 в области. Денег на оба может не хватить. "ДП" выяснил, кто заинтересован в каждом из них.

В конце января президент Владимир Путин провёл совещание по вопросам социально–экономического развития Петербургской агломерации, в ходе которого обсуждались приоритетные дорожные стройки региона — второй обход Петербурга (КАД–2) и Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД, она же Восточный радиус).
Мнения участников встречи разделились. Министр экономики Максим Решетников и губернатор Петербурга Александр Беглов осторожно попытались отстоять необходимость первоочередной реализации ШМСД, в то время как вице–премьер Марат Хуснуллин и глава Ленобласти Александр Дрозденко настаивали, что два проекта друг от друга неотделимы.

Какую дорогу построят раньше

ШМСД станет второй платной трассой, проходящей через Петербург, после Западного скоростного диаметра (ЗСД). Первый этап ШМСД — Витебская развязка, фактически являющаяся ответвлением ЗСД, должна открыться для автомобилистов уже в текущем году. Следующие очереди дойдут до КАД и, пересекая её, распадутся на два ответвления в сторону Всеволожского и Кировского районов Ленобласти.
Учитывая, что ШМСД будет проходить в плотной городской среде, в отличие от удалённого второго обхода, она сможет принимать большие потоки автомобилей, что делает проект "весьма окупаемым", пояснил Максим Решетников. Поэтому, считает он, оптимально было бы сдвинуть строительство второго кольца "вправо", отдав приоритет платной дороге.
Марат Хуснуллин в свою очередь, презентуя президенту трассировку КАД–2, объяснил, что прокладывать новое кольцо необходимо, так как текущая нагрузка на вылетные магистрали, прежде всего в восточном направлении, близка к критической. В то же время он согласился и с необходимостью строительства ШМСД, но однозначно в увязке с КАД–2.
"Если ШМСД выйдет только на КАД, мы получим частичный эффект. Если мы продлим КАД до КАД–2, то эффект будет совершенно другой", — настоял вице–премьер.
Позицию Максима Решетникова логично поддержал губернатор Петербурга Александр Беглов, отметив, что "если денег нет", то в первую очередь ресурсы надо направить на ШМСД. Его же коллега из Ленобласти Александр Дрозденко согласился с позицией Марата Хуснуллина.
Владимир Путин по итогам заседания остался нейтрален. Заслушав всех, президент поручил Кабмину и своему помощнику Максиму Орешкину за 2 недели проработать вопросы финансирования проектов.
По данным "ДП", сейчас Смольный, администрация Ленобласти и Кабмин активно работают в связке над поиском оптимального решения и ведут постоянные переговоры. Уже 2 февраля состоялось новое совещание по теме под председательством Марата Хуснуллина, в котором помимо глав Петербурга и Ленобласти приняли участие представители Минфина, Минэкономразвития и Росавтодора.
Судя по всему, выйти из противофазы руководителям агломерации пока не удалось. Александр Беглов в ходе дискуссии подчеркнул важность реализации ШМСД в первоочередном порядке, говорится в релизе пресс–службы губернатора.
При этом в своём телеграм–канале Александр Дрозденко отчитывается о начале исполнения поручения президента "о синхронизации проектов ШМСД и КАД–2". По его словам, в ближайшее время предстоит найти такие технические решения, чтобы "уйти от космических ценников концессионеров и реализовать проект в 2028 году".

Кто будет строить ШМСД

Благосклонность экономического блока правительства к Восточному радиусу вполне объяснима — у проекта уже сегодня существует понятная финансовая модель. Дорога возводится с помощью инструмента государственно–частного партнёрства. Строительством Витебской развязки занимается концессионер ЗСД ООО "Магистраль Северной столицы", 49% в котором принадлежит ООО "ВТБ Инфраструктурный холдинг".
Отрезки ШМСД в области (пятый и шестой этапы) будет строить ООО "Всеволожская концессионная компания", соответствующее соглашение сроком на 49 лет было подписано в декабре 2023 года. Компания принадлежит на 25,01% структурам банка "Россия" и на 24,89% — ВТБ. Остальная часть — в собственности ООО "Актив", принадлежащего четырём физлицам, бывшим владельцам "Института Стройпроект". "Актив" также владеет 11% генподрядчика Витебской развязки ООО "Пуск–Лимак–Север" (ещё 49% компании — у ООО "ВТБ Инфраструктурный холдинг" и 40% — у турецкой компании Limak).
Но следует понимать, что дорога строится далеко не полностью за частные средства. Например, из 40 млрд рублей, вложенных в Витебскую развязку, около половины пришлось на федеральные субсидии и инфраструктурный бюджетный кредит. Общая стоимость пятого и шестого этапов ШМСД сейчас оценивается в 110 млрд рублей, из которых внебюджетные деньги составят примерно 50 млрд.
Концессионер по основному и самому дорогому участку — от Витебской развязки до КАД, который будет включать в себя также новый разводной мост через Неву, — пока не определён. Но как рассказывал в середине января глава комитета по инвестициям Иван Складчиков, подписать соглашение планируется уже до конца 2024 года. Соединится с существующим кольцом новая скоростная магистраль, как ожидается, в 2028 году.

Сколько будут строить КАД–2

По словам Марата Хуснуллина, спроектировать и построить КАД–2 можно в течение ближайших трёх с половиной лет. Вице–премьер в ходе совещания с президентом рассказал, что ГК "Автодор" уже подготовила технико–экономическое обоснование (ТЭО) проекта.
Фактически из 348,1 км второго обхода на новое строительство придётся только треть. ГК "Автодор" должен будет в два этапа проложить дугу от М–11 "Нева" до дороги А–121 "Сортавала". Остальные участки будущей КАД–2 уже существуют, но для интеграции в единое кольцо их предстоит реконструировать. Этим займётся по большей части Росавтодор и правительство Ленобласти. К слову, и Росавтодор, и ГК "Автодор" как раз курирует Марат Хуснуллин в качестве вице–премьера.
Но КАД–2, хотя и может в теории материализоваться меньше чем за 4 года, сегодня скорее остаётся "бумажным" проектом. Издание "Фонтанка" 26 января опубликовало возможный будущий облик второго кольца, однако, как рассказали "ДП" в ГК "Автодор", компания в рамках ТЭО подготовила три разных варианта трассировки. Пока решения об окончательной реализации дороги нет — в компании ожидают одобрений "сверху".
В плане экономики перспективы КАД–2 также сомнительны. В стратегии развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти на период до 2030 года указывается, что эксплуатация кольца планируется на платной основе, что позволит минимизировать нагрузку на бюджет, однако официальные лица до сих пор конкретно не высказывались о том, как будет функционировать трасса.
Но даже если предположить, что за проезд по КАД–2 будут взимать деньги, трудно сказать, за сколько лет хотя бы частично получится окупить строительство. Как указал Максим Решетников, к 2032 году поток по ШМСД ожидается на уровне 100 тыс. автомобилей в сутки, тогда как по КАД–2 к 2040 году будут проезжать максимум 14 тыс. машин каждый день.

Зачем Петербургу и Ленобласти второе кольцо

И КАД–2, и Широтная магистраль должны в первую очередь разгрузить существующие транспортные артерии. И если ШМСД по большей части должна перенять на себя городские потоки, но КАД–2, как отмечал в конце декабря прошлого года Александр Дрозденко, также поможет развитию территорий.
Однако эксперты рынка недвижимости оценивают областной проект сдержанно. Ощутить влияние КАД–2 на рынок, скорее всего, получится ещё не скоро, полагает партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин. "То, что транспортная доступность улучшится, — несомненный плюс. Локации вблизи КАД–2 первоначально получат импульс развития как потенциально интересные для реализации жилья. В зависимости от того, насколько успешно в данных локациях будет развиваться жильё, и будет вырисовываться перспектива для коммерческой недвижимости", — говорит он.
Также нужно учитывать, что на юге КАД–2 будет проходить слишком далеко от Петербурга. По словам операционного директора департамента стратегического консалтинга Nikoliers Игоря Кокорева, наиболее существенный потенциал для коммерческой недвижимости несёт в себе создание восточной части КАД–2 в связке с ШМСД. "Это даст возможность для более активного развития как производственно–складской недвижимости, так и гостинично–рекреационной за счёт сокращения времени доступа до Санкт–Петербурга и уменьшения пробок на этом направлении", — считает он.
Впрочем, некоторые эксперты оптимистично настроены по отношению к новому кольцу. Так, управляющий партнёр Rusland SP Андрей Бойков говорит, что строительство такой крупной трассы, конечно, окажет влияние на развитие земель вокруг. "В первую очередь это стимулирует строительство объектов производственно–складского сектора, которым не принципиальна удалённость от города, зато важна транспортная доступность. Также это подстегнёт развитие придорожных сервисов, АЗС, торговых объектов вблизи крупных дорожных узлов", — уверен Андрей Бойков.
Широтная магистраль скоростного движения разгрузит город, и она ему очень сильно нужна. Её уже начали строить, и объект как можно быстрее надо закончить, потому что нет ничего хуже, когда стройка затягивается из–за отсутствия средств. Это негативно сказывается и на самой стройке, и на подрядчиках и приводит к неудобствам для жителей. Если у нас стоит проблема урезанного бюджета, то новую стройку в таких условиях лучше не начинать. Проект КАД–2 уже долго обсуждается, и её, конечно, нужно строить. Хотя бы Восточный обход, потому что самое сложное место на существующей кольцевой — в районе Софийской улицы и Большого Обуховского моста. Там трафик уже лет десять назад достигал 200 тыс. автомобилей в сутки, это огромные цифры, участок просто перегружен. Решать этот вопрос необходимо. Если сравнивать с тем, сколько объектов ежегодно строится в Москве, то для Санкт–Петербурга федеральный бюджет мог бы изыскать деньги на эти две стройки, чтобы возвести и Восточный обход, и Широтную магистраль в течение 3 лет. Это было бы замечательно.
Юрий Агафонов
гендиректор Ассоциации предприятий и поставщиков дорожного комплекса
Стоимость земли начнёт расти, особенно в местах, которые будут находиться близко к съездам на КАД–2. Активизируются землевладельцы, ещё не решившие, какие проекты они хотят реализовать на своих территориях. Девелоперам будет интересно развивать коттеджные посёлки в доступных локациях от КАД–2, причём это могут быть проекты как для постоянного, так и для сезонного проживания. Для постоянного проживания удалённость от КАД–2 будет играть ключевую роль, а дополнительным фактором станет наличие инфраструктуры (социальные и коммерческие объекты). Для сезонных проектов расстояние от КАД–2 будет не столь существенным, но возможность удобно добраться из города до посёлка, конечно, необходима. Класс посёлков, которые начнут развиваться благодаря КАД–2, может быть любым. Это зависит от характеристик локации, определяющей половину успеха проекта. Элитные могут быть даже на расстоянии 80–100 км от КАД–2, тогда они станут позиционироваться для сезонного проживания. Близость магистрали не обязательно должна влиять на элитность, тут включаются другие характеристики: набор инфраструктуры и характеристики самого места. Бизнес–класс, наоборот, вполне может размещаться близко к КАД–2.
Марина Шкурко
директор по стратегическому развитию ГК Puzzle Realty