Санкции и уход западных стримингов раскрутили индустрию кино и сериалов в России

Автор фото: kinopoisk.ru

Санкции на голливудские фильмы и уход западных стримингов помогли российскому кино подняться на новый уровень. В стране стало производиться в разы больше качественного контента.

По итогам 2023 года доля российского кино в общих сборах от проката составила 72%, следует из данных Фонда кино. Годовой объём рынка кинопроката прошлого года соответствует уровню сборов 2021 года — 40,7 млрд рублей. Однако поступления от проката отечественного кино по сравнению с 2021 годом выросли в 2,7 раза — с 10,4 млрд до 28 млрд рублей.
Много новых российских кинопроектов ожидается и в 2024–2025 годах. Каковы перспективы отечественной киноиндустрии и какое кино сейчас снимают в Петербурге — в материале "ДП".

Импортозамещение в кинематографе

Режиссёр–постановщик и эксперт факультета кино и телевидения Университета "Синергия" Дмитрий Хахуза вспоминает, что 2019–й был лучшим киногодом в истории России. Тогда общие сборы составили 55,4 млрд рублей, из них российские фильмы заработали 12,3 млрд. "И не будем забывать, что в 2019 году не были так распространены онлайн–кинотеатры", — говорит он. Поэтому просто сравнивать показатели разных лет не совсем корректно.
"Российский зритель всё больше верит в российское кино, — комментирует Дмитрий Хахуза. — Помимо кинотеатральных релизов люди всё охотнее смотрят отечественные сериалы — “Слово пацана”, “Фишер”, “Волшебный участок”".
Сейчас видна тенденция к увеличению качественного разрыва между отечественным кино и сериалами. И если хорошее и интересное кино — всё ещё исключение, то в сфере производства сериалов качественный контент стал уже правилом, считает кандидат искусствоведения и доцент Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Павел Родькин. В проектах появляются новые лица и команды, а также раскрываются темы, которые находят отклик в обществе. Уход зарубежных кинопроизводителей и дистрибьюторов с российского рынка только помог в развитии отечественного кинопроизводства, создав для этого позитивные условия.
"Ключевым условием удержания занятых позиций и сохранения позитивной динамики является конкуренция как с легальным иностранным (например, азиатским), так с нелегальным западным контентом, который так или иначе доступен зрителю и задаёт определённую качественную планку, зрелищные и производственные стандарты", — добавляет Павел Родькин.
Два–три года планомерной работы, такой как сейчас, и в России сформируется независимый самостоятельный кинорынок со своей уникальной фактурой. "Я рад наблюдать, как появляются реально интересные развлекательные ленты, которые хорошо собирают в прокате и одновременно радуют реализацией. Сценарная работа, режиссура, операторская работа, монтаж и графика — всё на высоте", — доволен Дмитрий Хахуза.

Что снимают в Петербурге

По мнению Павла Родькина, во многом развитию киноиндустрии способствует поддержка государства, которое является крупнейшим инвестором в эту сферу. Причём субсидии выдаются не только на федеральном, но и на региональном уровне.
В последние 2 года петербургский комитет по культуре выделяет на кинопроизводство рекордные суммы. В 2023 году — 230 млн рублей, годом ранее — 200 млн. Суммарно за 2 года Смольный поддержал 67 проектов. Один из последних вышедших фильмов, который софинансировал комитет по культуре, — картина "Воздух" Алексея Германа–младшего. Премьера прошла в петербургском кинотеатре "Аврора" 18 января.
Производство кино финансируют и частные фонды, компании, телеканалы и медиахолдинги, министерство культуры, Фонд кино и Институт развития интернета.
Продюсер и учредитель фонда "Александр" Алексей Неймышев убеждён, что, хотя и существует выражение "самое недорогое кино — лучшее", без достаточных средств хорошую работу сделать сложно.
"Кинопроизводство — дорогостоящая отрасль, требующая миллионы и даже десятки или сотни миллионов рублей. Сериалы обычно производятся большими студиями и телеканалами, их стоимость может варьироваться от 8 млн до 25 млн рублей за серию, в некоторых случаях — даже больше", — объясняет эксперт.
За несколько лет компания Neymaxx Multimedia совместно с фондом "Александр" сняли фильмы "Динамо Ленинград", "Река Памяти", "Л@бутены в галошах, или Недетский стартап", "Жених для бабушки", Donum. В 2024 году будут представлены фильмы "Эрнест", "Дебора Турбевилль — моя русская душа" и "Эфир". Также компания выступит партнёром киностудии "Олимп" при создании фильма "Жига".
Киностудия Artel Film снимала в прошлом году третий сезон веб–сериала "Про людей и про войну" о событиях Великой Отечественной войны.
"Из–за специфики темы и художественных решений локаций Петербурга и Ленобласти нам уже мало. Мы ездили в Белоруссию, в Медынь (под Калугой). Но пару новелл снимали и в Петербурге. Серию “Доброволец” с Егором Бероевым снимали в горвоенкомате на Английском проспекте, а также во дворах Васильевского острова", — отмечает продюсер проектов Artel Film Анна Чижова.
В этом году студия продолжит съёмки этого сериала. Также Artel Film сейчас завершает работу над альманахом "Про людей и про войну", который выйдет в кинотеатральный прокат в мае, — туда войдут несколько петербургских новелл. Анна Чижова отмечает, что веб–сериал посмотрели более 100 млн раз, поэтому среди зрителей есть запрос на то, чтобы серии вышли на большом экране.

Сложно ли делать кино в Петербурге

Как рассказал "ДП" генеральный продюсер кинокомпании "Гамма" Виктор Будилов, Петербург — одна из киностолиц страны, где снимают много кино и сериалов. Сама компания "Гамма" больше предпочитает работать в Ленинградской области.
"Петербург важен как место съёмок, когда он виден. Когда нужен именно парадный Петербург — чтобы в кадре были дворцы, мосты, Нева, Петропавловская крепость. Когда Петербург — своеобразный образ и герой, тогда, конечно, есть смысл съёмки здесь. Когда мы снимаем нечто иное, то нет. Поэтому у нас не так много проектов, которые требуют исторических видов. Хотя мы работаем в павильонах “Кинополиса” и в Сестрорецке", — прокомментировал продюсер.
Однако у "Гаммы" есть проекты, которые давно снимают именно в Петербурге. Например, франшиза "Морские дьяволы", которой больше 20 лет, детектив "Лихач" для НТВ и сериалы для телеканала "Домашний".
"Я думаю, чаще всего созданные в Петербурге фильмы показывают по телевидению. В городе несколько крупных фирм, которые занимаются производством телевизионного контента. Петербург своей площадкой выбирают множество компаний, особенно те, что снимают историческое кино. Часто это не петербургские, а московские производители. С учётом того, что они так или иначе используют местные базы, в этом процессе задействовано большое количество петербургских участников — павильоны “Ленфильма” и “Кинополиса”, съёмочная техника, транспорт, питание, гостиницы и так далее. Киноотрасль — один из элементов поддержки малого и среднего бизнеса в Петербурге", — рассуждает Виктор Будилов.