Быстрее, чем по лестнице: рынок отечественных лифтов ускорил темп развития

Автор фото: Freepik.com

Промышленники и застройщики меняют поставщиков лифтового оборудования на отечественных. Этот рынок сформирован, однако растёт медленно из-за консерватизма потенциальных заказчиков.

Крупный бизнес в условиях санкций и ухода западных поставщиков оказался менее гибким в плане переориентации на продукцию местного производства. Особенно консервативными в этом плане остались промышленные предприятия, а также застройщики, у которых за годы работы сформировался пул проверенных партнёров.
Вместе с тем эти сферы остаются одними из наиболее капиталоёмких и обеспечивают крупные поступления средств в экономику. По данным Петростата, индекс промышленного производства (ИПП) в Петербурге в январе-октябре 2023 года составил 107,2% к аналогичному периоду прошлого года. Всего в городе на Неве насчитывается в сумме 867 крупных и средних промышленных предприятий. Рынок недвижимости также продолжает активное развитие. По итогам 2023 года застройщики вывели на него 3,7 млн м2 нового жилья, что на 12% превышает показатель прошлого года.

Зона комфорта

После ухода иностранных компаний с рынка один из острых вопросов для сфер промышленности и строительства коснулся поставок лифтового оборудования. Сейчас спрос на отечественную продукцию растёт. Уход иностранных компаний дал толчок уже сформированному рынку и открыл новые возможности для отрасли. Как отмечают представители компаний, некоторые потенциальные клиенты продолжают закладывать в проект будущих зданий импортное оборудование. Хотя в будущем из-за этого могут возникнуть трудности с эксплуатацией: доступность иностранных комплектующих снижается.
Опыт показал, что доверие к местному производителю может стать выгодным, тем более если речь идёт об объекте повышенной сложности. Как рассказал генеральный директор ООО "МОГИЛЁВЛИФТ" Анатолий Черников, в его практике был кейс с поставкой в проект, когда заложили лифтовое оборудование иностранного производства, однако в процессе согласования его заменили на продукцию белорусского завода ОАО "Могилёвлифтмаш", официальным дилером которого является его организация. Завод производит в год 14 тыс. единиц лифтового оборудования. Около 70% от всего объёма продаж приходится на Россию. Петербургский рынок при этом остаётся приоритетным.
"На сегодняшний день это позволяет бесперебойно иметь в наличии все комплектующие запасные части, что облегчает обслуживание и обеспечивает функционирование лифтов", — указывает Черников. В настоящий момент его компания работает также с атомными, гидро- и электростанциями, объектами повышенной опасности.
По словам руководителя компании, среди застройщиков тоже есть аналогичные кейсы. "С момента введения санкций и ухода немецкого производителя мы уже третий год успешно реализуем поставку и монтаж лифтового оборудования в застраиваемые жилые комплексы", — поделился он.

Долгосрочные связи

Пока некоторые поставщики с осторожностью берут заказы по объектам, на которых существует риск затягивания реализации, есть опасения и о том, что оплата не окупит объём проделанной работы. Однако некоторые воспринимают это скорее как вызов. Осторожность потенциальных заказчиков в числе прочего связана с тем, что после установки оборудования исполнитель может отказаться от поддержки в случае поломки изделия. Самый же большой стереотип касается качества и типа отделочных материалов — бытует ошибочное мнение, что у западных компаний они более качественные.
Другие организации, напротив, стали более клиентоориентированы. Всё больше компании делают ставку на долгосрочное сотрудничество с заказчиком, видя в этом выгоду в перспективе. "В случае с Ленинградской АЭС-2 наши специалисты по настоящее время периодически консультируют обслуживающий персонал станции, хотя проект по поставке оборудования там был реализован ещё в 2013-2014-м годах. Мы заинтересованы в длительной коммуникации с клиентом", — говорят в ООО "МОГИЛЁВЛИФТ".
Эксперты неоднократно отмечали, что основной проблемой остаётся вера некоторых промышленников в отмену санкций. Это во многом тормозит развитие приоритетных для экономики сфер. Тем не менее процесс импортозамещения происходит, хотя его темпы и оставляют желать лучшего.