О новом генеральном плане Петербурга, строительстве метро и крупных транспортных проектах рассказал в интервью "Деловому Петербургу" губернатор Александр Беглов.
Какие основные принципы заложены в проект генерального плана развития Петербурга?
— Действующий на данный момент генплан был подготовлен и утверждён в 2005 году. Новый генеральный план — это документ XXI века. Его задача — закрепить условия для развития городской среды и повышения качества жизни, закрепить переход к новой специализации Петербурга, связанной с наукой, образованием и высокими технологиями.
Мы формируем новые очаги экономической активности. На севере — в районе "Лахтинской иглы" — появится новый обширный деловой квартал. На юге — научно-образовательный центр вокруг новых кампусов и технологических долин наших университетов — город-спутник Южный и научные площадки СПбГУ и ИТМО "Хайпарк". Продолжится развитие нового туристско-рекреационного кластера "Остров фортов" в Кронштадте. Будет завершено формирование транспортного обхода исторического центра по набережным Обводного канала.
Принято важное ограничение для кварталов, где преобладает пятиэтажная застройка, — были учтены многочисленные обращения петербуржцев об изменении функционального зонирования таких кварталов. Там установлена зона Ж-3 — это среднеэтажные жилые дома от пяти до восьми этажей. Раньше в проект закладывалась зона Ж-4 — дома на девять этажей и более. Таким образом фактически решена серьёзная социальная задача.
Другая важная новелла в генплане — отображение объектов регионального значения. В действующем документе их нет. Именно это для нерадивых застройщиков было основанием не строить школы, детские сады и поликлиники. Мы постарались сделать всё, чтобы в будущем исключить саму возможность дефицита социальных объектов.
Важно, что новый генплан остановит уменьшение промышленных территорий, начавшееся после распада Советского Союза. Это необходимо для сохранения и приумножения производственного потенциала Северной столицы и для решения задач по импортозамещению и достижению технологического суверенитета. После начала СВО мы вернули промышленности часть её бывших участков, предоставили новые пятна на незастроенных территориях. В новом генплане площадь производственных зон в целом по городу увеличилась на 630 га.
В генеральном плане применён комплексный подход к формированию транспортной и инженерной инфраструктуры города. Приоритет получил общественный транспорт: запланировано развитие метрополитена, железнодорожных пассажирских перевозок, трамвайного сообщения, создание транспортно-пересадочных узлов.
В документе нашли отражение хорошие идеи предшественников, составлявших генплан Ленинграда в 1985 году. Среди них — Смоленский мост и другие переходы через Неву, транспортный обход центра по набережным Обводного канала. Также в него вошли Широтная магистраль скоростного движения, КАД–2, высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург, современный комфортабельный вокзал на Лиговском проспекте, новый вокзальный комплекс для электричек на станции Волковская.
Каким образом будут реализованы масштабные проекты, включённые в генплан? В какие сроки?
— Генплан рассчитан до 2040 года (первая очередь — до 2030 года), с прогнозом до 2050 года. На его основе будут разработаны программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры Петербурга, а также документация по планировке территории города. Эти документы более детально определят сроки, технико-экономические показатели и проектные решения предполагаемых к размещению объектов.
Вместе с тем первый этап реализации генплана основан на адресных инвестиционных программах, отраслевых и государственных программах города. Эти программы содержат перечень конкретных объектов, которые появятся в ближайшей перспективе. По результатам реализации первой очереди генеральный план будет актуализирован как по срокам, так и по объектам.
Ещё несколько лет назад на повестке была тема дефицита социнфраструктуры. Каких результатов удалось добиться в этой сфере?
— Накопленный в городе дефицит социальных объектов к 2018 году составлял 360 объектов! С 2019 по 2022 год мы ввели в строй 44 школы и 127 детских садов. В 2023 году планируется ввод 71 соцобъекта.
С 2025 года мы переходим на плановое строительство. Важную роль в синхронизации возведения жилья и социальной инфраструктуры играет Градостроительная комиссия. Сегодня в нашем городе невозможно построить дом без необходимой его жильцам инфраструктуры — Градостроительная комиссия просто не даст разрешения. Инвесторы обязаны строить инфраструктуру одновременно с домами. Мы требуем от застройщиков чёткого плана действий по каждому направлению и конкретных вариантов решений по каждой территории.
Главный принцип остаётся неизменным — прозрачность и одинаковые условия для всех инвесторов.
В последнее время много говорят о развитии транспортной составляющей. Когда можно ожидать реализации заявленных проектов?
— По поручению президента Владимира Путина были приняты финансовые, юридические и управленческие решения. Это тот яркий пример, когда внимание главы государства задаёт перспективу развития на десятилетия вперёд. И не только Петербурга, но и всей агломерации с Ленинградской областью. Все новые транспортные артерии полностью согласованы с Ленобластью. Они уже интегрируются в её планы развития. Такой степени проработки в новейшей истории раньше не было.
Часть ключевых дорожных проектов уже находятся на старте, строятся или проектируются. Так, 13 ноября мы утвердили проект планировки и межевания территории для строительства Большого Смоленского моста. Новая разводная переправа соединит районы города на двух берегах Невы в обход центра. Мост подключат к улично-дорожной сети через развязки на проспект Обуховской Обороны, Октябрьскую набережную, а также на пересечение Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай. Проектирование выполнено за счёт средств инвестора.
По поручению президента совместно с "Автодором", правительством Ленобласти и представителями Федерального дорожного агентства прорабатываем предварительные маршруты прохождения скоростной автомобильной дороги по дальнему обходу Петербурга. КАД-2 разгрузит существующую дорожную сеть региона и города, в том числе автомагистраль А-118 (КАД), где интенсивность движения транспорта на отдельных участках уже достигает 206 тыс. авто в сутки. Также КАД-2 обеспечит транзитное сообщение портов Балтийского моря и города Мурманска со скоростной автодорожной сетью страны.
Президент поставил чёткие задачи по развитию метрополитена Петербурга. Мы их выполняем. При поддержке президента и федерального центра мы вернули метростроение под контроль города. Создана и набирает обороты городская компания "Метрострой Северной столицы". Сложная ситуация с оборудованием — часть его изъята банками–кредиторами, и теперь его приходится брать по коммерческим ценам в аренду. Почти вся техника устарела, изношена и требует обновления. Но, несмотря на все эти трудности, строительство метро мы возобновили и — главное! — сберегли кадры, квалифицированных специалистов с уникальными компетенциями. Сейчас в компании трудятся порядка 4 тыс. человек. Идёт набор новых сотрудников, что позволит увеличить темпы строительства новых станций. Используем возможности петербургской промышленности — заказываем у наших предприятий новое оборудование. Например, заказ на изготовление проходческого щита разместили на Обуховском заводе. В 2022 году город завершил в общей сложности 58 проектов планировки линейных объектов метрополитена. Это больше, чем за все предыдущие годы, начиная с 2018–го.
Идёт строительство Лахтинско–Правобережной и Красносельско-Калининской линий. 1 декабря в тестовом режиме запустили проходческий щит КТ–1 на участке от станции "Путиловская" в сторону будущей станции "Каретная". Участок сложный. Петербургское метро, как известно, самое глубокое в мире. Станция "Путиловская" находится на глубине 64 м. На новом 7–километровом участке будущей шестой линии появятся четыре станции: "Броневая", "Заставская", "Боровая" и "Каретная".
До 2032 года планируем построить 20 новых станций и реконструировать 12 действующих.
Одна из задач, поставленных на федеральном уровне, — создание комфортной городской среды. Какие проекты в этой сфере реализует Петербург?
— За 4 года мы вложили в создание комфортной городской среды более 10 млрд рублей. Оборудовали 154 крупные территории для прогулок и отдыха, 51 общественное пространство — только за прошлый год. В этом году мы благоустроили ещё 71 пространство.
Стратегии благоустройства созданы для всех 18 районов Петербурга. Пространства делаем многофункциональными, максимально сохраняя зелёные насаждения. Создаём зоны для спокойного и активного отдыха разных возрастных групп. При благоустройстве обязательно предусматриваем создание условий для маломобильных горожан.
Мы активно используем близость к Финскому заливу, наличие протяжённой береговой линии рек и каналов. Так, вдоль набережной реки Карповки сформировано новое общественное пространство, завоевавшее признание и получившее высокую оценку горожан, урбанистов и специалистов в области ландшафтного дизайна.
Благоустроены набережные рек Охта и Оккервиль. На побережье Финского залива в посёлке Стрельна создана уникальная рекреационная зона. Здесь максимально сохранили природную среду и использовали современное стилистическое оформление. Установлено детское игровое и спортивное оборудование, обустроен скейтпарк, выполнены работы по устройству амфитеатра со сценой для проведения праздничных мероприятий. Впервые в городе в общественном пространстве появилась зона барбекю.
В Василеостровском районе были благоустроены Новосмоленская набережная, набережная реки Смоленки. Ведутся работы по созданию Линейного парка. Эти зоны можно назвать "оазисами" среди транспортных магистралей и многоэтажной застройки.
Будем продолжать эту работу, потому что создание общественных пространств — в числе ключевых запросов петербуржцев.