Сроки горят: реконструкция Петербургской консерватории рискует затянуться

Пожар может сорвать сроки открытия консерватории в Петербурге
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Произошедший на днях пожар в Консерватории им. Римского–Корсакова — не первый случай, когда памятники архитектуры горят в преддверии завершения реставрации. Это может в очередной раз продлить и без того затянувшийся процесс, хотя заказчик это и отрицает.

Огонь на первом этаже здания консерватории на Театральной пл., 3, вспыхнул в среду, 6 декабря. Тушили его 36 пожарных на протяжении 5 часов. Среди возможных причин предварительно называют возгорание тепловой пушки или короткое замыкание. Как сообщили в пресс–службе Единого заказчика в сфере строительства, пожар возник "в складском помещении" на первом этаже "в отдалении от реставрационных залов". Пострадавших не было.
Последствия будет устранять подрядчик — АО "Политехстрой". В пресс–службе заказчика также поспешили заверить, что "данная ситуация не повлияет на сроки реализации объекта и строительный процесс". Но совсем без задержек, похоже, не обойдётся.

На сколько задержатся работы

Партнёр адвокатского бюро "Качкин и партнёры" Дмитрий Некрестьянов в комментарии "ДП" отметил, что формально работы приостанавливаются на период дознания. В рамках административных процедур оно может продолжаться от 2 недель до месяца. При этом работы останавливаются не во всём здании, а непосредственно там, где произошёл пожар. Впрочем, есть также мнение, что с разрешения дознавателя работы могут продолжаться везде.
В МЧС уточняли, что площадь возгорания составила 100 м². По Росреестру площадь консерватории составляет около 21 тыс. м². То есть непосредственно от огня пострадала небольшая часть постройки. Однако учитывая, что пожар произошёл на первом этаже, другие помещения могли быть затронуты косвенно, например проливкой конструкций.
В Петербурге известны случаи, когда серьёзные пожары на памятниках существенно сдвигали сроки их реставрации, а также увеличивали её итоговую стоимость. Самая известная история произошла с Троице–Измайловским собором, купола которого (большой и два малых) сгорели в 2006 году. Устранение последствий заняло более 4 лет, а стоимость работ составила около 300 млн рублей.
Петербуржцы также помнят огонь и дым на арке Главного штаба, возникшие в первую ночь 2001 года: во время народных гуляний в строительные леса возле знаменитой колесницы на арке попало пиротехническое изделие. Квадригу удалось восстановить в том же году, но удорожание работ составило около 10%, или 2,5 млн рублей в ценах тех лет.
Ещё один случай был связан с Конногвардейским манежем на Исаакиевской площади, реставрация которого в 2016 году тоже завершилась пожаром. Тогда леса оставались уже только на кровле. Огнём оказались охвачены конструкции на площади 400 м². Впрочем, существенно срок открытия это не сдвинуло.

Кто занимался реставрацией

В случае с консерваторией ситуация осложняется тем, что горело не только само здание — горят и сроки. Проект был заказан ещё в 2012 году. В 2014–м консерватория временно переехала из своего здания в бывшие интендантские склады на ул. Глинки, 2. А потом началась чехарда с подрядчиками.
В том же 2014–м ФГКУ "Северо–Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (структура Минкульта) заключило контракт на работы по реконструкции с ЗАО "Стройфасад" примерно на 2 млрд рублей. Ремонт предполагалось завершить за 2 года и 4 месяца. Но затем проект был скорректирован и "Стройфасад" отказался от продолжения его выполнения, сославшись на невозможность проведения работ. Контракт не был расторгнут, но сумма его снижена до размера аванса.
Договоры на оставшиеся работы, общей суммой 1,4 млрд рублей, были заключены с компанией "Балтстрой", что входила в холдинг "Форум". В 2017–м контракты с "Балтстроем" и "Стройфасадом" были расторгнуты "из–за серьёзных проблем с менеджментом", которые привели к срыву сроков работ, говорил экс–министр культуры Владимир Мединский. К обоим подрядчикам впоследствии возникли претензии у Счётной палаты.
С июня 2017–го по июнь 2019–го подрядчиком было ООО "Меандр", контракт с которым заключили примерно на 600 млн рублей. Прежде чем с этой компанией тоже распрощались, она успела получить аванс 191 млн рублей.
В 2019 году ремонтом кровли недолго занималось АО "Группа компаний ЕКС", но и с ним исполнение договора, по данным "Контур.Фокус", не было завершено. Кроме всего прочего, в 2019 году была проведена очередная корректировка проекта, в результате которой он подорожал до 15,5 млрд рублей.

Что пошло не так

В 2020 году по поводу реконструкции консерватории на встрече с сенаторами лично высказался президент России Владимир Путин. "Замечательная идея и своевременная, но скоро она превратится просто в беду", — заявил он. Одновременно с этим замечанием были задержаны руководители компании "Меандр". В Следственном комитете впоследствии пришли к выводу, что имело место хищение в особо крупном размере.
Были и более фундаментальные последствия. Затянувшийся ремонт здания консерватории послужил одним из стимулов передачи реставрационных проектов из ведения Минкультуры к Минстрою. Это должно было наладить процессы, с которыми культурное ведомство, по мнению многих, попросту не справлялось. В частности, гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский высказывал мнение, что в министерстве культуры "все стройки заканчиваются либо низким качеством, либо тюремными процессами и посадками, практически через одну".
В результате была создана дирекция единого заказчика при Минстрое, которая стала заказчиком и при последующей реконструкции консерватории. К тому времени были укреплены фундаменты, а также выполнены фасадные и частично внутренние работы.

Кто ведёт работы сейчас

В 2020 году был заключён контракт с последним на текущий момент подрядчиком — АО "Политехстрой", стоимостью 17,9 млрд рублей. Впоследствии проект ещё как минимум дважды дорабатывался.
В августе нынешнего года на совещании по развитию строительной отрасли консерватория снова попала в поле зрения президента. На этот раз Владимира Путина заверили, что реставрация консерватории завершится именно в 2024–м. "Точно? — переспросил глава государства. И добавил: — Это просто уже… Ну я не буду дальше говорить. Вы понимаете сами". К слову, ранее источник "ДП" сообщал о том, что реставрацию консерватории хотели бы завершить к мартовским выборам.
В конце октября в Главгосэкспертизе сообщили, что "сейчас работы на объекте ведутся в круглосуточном режиме, основные из них будут завершены в I квартале следующего года". Возможно, эта спешка как–то сказалась на произошедшем 6 декабря.

Что думают эксперты

Руководитель компании "Спецреставрация" Игорь Пасечник в комментарии "ДП" отметил, что дальнейшая ситуация зависит от масштаба пожара.
"Если это простая халатность кого–то из строителей и возгорание было локальным, то успеют всё исправить", — предполагает он.
В свою очередь, руководитель архитектурной мастерской "Я. К." Александр Кицула отметил, что основные проблемы сейчас возникают с организацией процесса, "издержками нашей тендерной системы". Но главное, говорит зодчий, на его глазах с начала 1990–х происходило падение квалификации подрядных организаций. "Когда я начинал работать, нельзя было найти прораба, который не мог бы прочитать чертёж, — говорит Кицула. — Сейчас же такие руководители встречаются". Невольно вспоминается знаменитый монолог Михаила Жванецкого про жизненные пути предприимчивых людей. Эти пути у героев начинались одинаково — в консерватории. Заканчивались тоже одинаково — судом и Сибирью. "Может, что–то в консерватории подправить?" — произносил в финале сатирик фразу, ставшую крылатой.
От начала проектирования до окончания строительства прошло 10 лет. Правда, с перерывом в 5 лет. Я думаю, был адекватный проектировщик. И что бы ни говорили, хотя и непростой, но сильный подрядчик. Сейчас, увы, при сегодняшней системе за бюджет что–то по–настоящему хорошее построить почти невозможно. Все процессы забюрократизированы до безумия. В этом виноваты все понемногу, в том числе и пресса. Она очень у нас не любит слово "репутация", как и "бюрократия". Но очень любит всяческие демократические процедуры. Вот нередко и побеждают хитрейшие, а не сильнейшие.
Никита Явейн
руководитель архитектурной мастерской "Студия 44"
Вопрос о приостановке реконструкции здания зависит от двух факторов: а) безопасности дальнейших работ и б) необходимости расследования причин пожара. Если работать безопасно и причины понятны, то приостановка необязательна. Как правило, расследование занимает минимум пару месяцев. Дознание необходимо, но при этом работы могут и продолжаться, если их проведение не будет запрещено дознавателем.
Михаил Бойцов
управляющий партнёр юридической компании 4R Group
Очень хочется, чтобы история с реставрацией именно этого здания наконец закончилась! Этого требует и собственно история, ну и, конечно, сама музыка… Когда я смотрю в новостях на суету вокруг этого здания и внутри него, меня уже некоторое время мучают сомнения, что всё это реально успеть до Нового года. Плюс к этому я не знаю способности к экстриму "Политехстроя". Надеюсь, пожар не помеха для успеха, а просто маленькая неожиданная подножка.
Алексей Михайлов
руководитель реставрационной компании "АСМ"
По–видимому, обгоревший фрагмент здания консерватории признан или будет признан вещественным доказательством по уголовному делу. Часть 2 статьи 82 УПК РФ позволяет дознавателю или следователю ограничиться фото– и видеофиксацией разрушений, при необходимости опечатать их и передать на хранение. Если фото– и видеофиксации достаточно для проведения дознания или следствия, то здание может быть возвращено владельцу, в том числе с правом продолжить ремонт. Но если потребуются экспертизы, например химические, то работы должны быть приостановлены. Представителям подрядчика должно быть запрещено появляться в обгоревших помещениях, которые должны быть опечатаны.
Павел Шапчиц
юрист