Никогда такого не было — и вот опять. Селлеры начали терять выгоду в продажах на маркетплейсах. Три года назад онлайн–платформы для торговли выглядели почти безальтернативным маршрутом роста для малого и среднего бизнеса. Маркетплейсы обещали предпринимателям широкий охват, узнаваемость и быстрый вход в масштабную онлайн–торговлю.
В итоге мы пришли к тому, что в одном доме зачастую открыты по три пункта выдачи заказов. И первое время это работало. Но экономический эффект от такой экспансии не заставил себя ждать.
Согласно аналитике Ассоциации представителей электронной торговли (АПЭТ), комиссии крупнейших маркетплейсов для селлеров выросли с начала 2023–го по конец 2025 года на 58–63%, а платежи за логистику — на 33–89%. Если раньше селлер мог рассчитывать на относительно стабильную маржу, то сейчас значительная часть выручки уходит площадкам и сервисным партнёрам, оставляя продавцу едва заметные крохи. Почему же это произошло?
Слишком быстро маркетплейсы превратились в гигантские технологические бизнес–системы, которые стремятся повысить свою рентабельность. Для платформы это логично, когда обороты растут, но издержки на обслуживание (и акционерные ожидания) требуют всё больше отдачи.
В конечном итоге рядовые селлеры, которые ожидали быстрых лёгких денег, становятся лишь винтиком в организме прожорливой системы. Год назад продавцы уже били тревогу и делились опасениями — давление на селлеров только усиливалось.
По сути, для многих предпринимателей рост комиссий означает, что прибыль становится такой низкой, что покрыть собственные издержки и риски в принципе невозможно. В ряде товарных категорий бизнес фактически оказался в ситуации "торговля себе в ноль". Отсюда и волна открытий ПВЗ в каждом подъезде, чтобы хоть как–то отбить расходы.
Но законы экономики неотвратимы. Большинство продавцов, вложившись в один канал продаж, сами себя подставили. Если уйти с платформы навсегда, то прощайте трафик, отзывы и обороты. А альтернативы в виде собственного сайта или офлайн–точки требуют инвестиций и времени. Исторически такие модели всегда заканчиваются одинаково: часть игроков перестанет существовать, а рынок консолидируется.

