Пора бы привыкнуть к милой особенности глобальных цифровых сервисов. Они приходят на рынок под лозунгом отстаивания всяческих свобод для пользователя, а, отвоевав свою долю, демонстрируют такой уровень авторитаризма, которого в исторической памяти юных строителей этих передовых платформ быть не должно.
Скажем, уберизация такси, которая по проекту должна была освободить водителей и пассажиров от вредного посредника в лице таксопарка, на самом деле создала суперпосредника, который диктует правила и тем и другим и от которого, в отличие от прежних, бежать вообще некуда. С маркетплейсами, опять вышедшими в топ новостей на прошлой неделе, происходит то же самое. И государство, помня о прошлых ошибках, похоже, не слишком–то готово с таким положением мириться.
Если летом замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявлял, что жёсткое регулирование отрасли преждевременно, потому что "баланс найден самими участниками рынка", то в октябре на форуме "Антиконтрафакт–2023" он же признался, что вопрос опять "находится в дискуссии". И это прямой и жёсткий по природе своей Виктор Леонидович ещё мягко выразился. Потому что мы же помним, как в июне основательница Wildberries и самая богатая женщина России Татьяна Бокальчук обещала ему и нам представить план, который сделает компанию более открытой "и для СМИ, и для госорганов". Что произошло на самом деле, мы видим: Wildberries снова проверяют силами Генпрокуратуры с привлечением ЦБ и ФАС — на этот раз по поводу комиссии 3% за оплату картами Visa и MasterCard.
Кстати, возвращаясь к словам Евтухова, в Минпромторге дискутируется вопрос о запрете для маркетплейсов иметь собственные торговые марки (СТМ). И если такой запрет случится, это будет очень печально. Потому что именно сейчас тысячи отечественных производителей, научившиеся производить (часто под крылом заграничных брендов), но всё ещё не умеющие продавать, испытывают гигантские проблемы с маркетингом. Адекватных средств для вывода на рынок товаров под оригинальными торговыми марками у них, как правило, нет, и СТМ становятся прекрасным инструментом в системе импортозамещения. При единственном условии — цифровые площадки должны играть честно. А вот это, оказывается, самое сложное.
Поэтому если государство всё же закрутит гайки для электронной торговли, виноваты будут только сами участники рынка. Что называется, доигрались.