Из магазинов в Петербурге и Ленобласти пропал цемент

В Петербурге и Ленинградской области возник дефицит цемента. Эксперты называют основными причинами проблемы с логистикой и отсутствие у производителей долгосрочного планирования. В результате некоторые стройки в городе могут остановиться.

Одна из наиболее активно обсуждаемых тем в соцсетях и чатах дачных посёлков и садоводств Ленинградской области в последние пару недель — нехватка цемента в строительных магазинах. Люди удивляются, возмущаются и пытаются перехватить мешок–другой у соседей по кооперативу.
Беглая проверка интернет–каталогов крупных строймаркетов подтверждает, что купить цемент в привычной упаковке по 50 кг сейчас действительно задача непростая. В большинстве магазинов предлагают либо упаковки по 5–15 кг, либо готовые строительные смеси, которые стоят дороже. В пресс–службах ретейлеров "Максидом", "Петрович", Leroy Merlin, к которым обратился "ДП", комментировать ситуацию не захотели. При этом проблема дефицита довольно масштабна и затрагивает далеко не только потребительский рынок.

Везут издалека

Цемент в России производится в достаточном объёме. Это подтверждается в том числе небольшими объёмами импорта — они редко превышали 5–7%. Однако, как отмечает основатель и генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков, сейчас спрос на цемент возрос, при этом у отрасли нет ресурсов, которые позволили бы нарастить объём производства. Последние 10 лет он в принципе был либо стабилен, либо снижался.
"Основные проблемы связаны с транспортировкой. Центры производства цементной продукции достаточно специфичны и локализованы в определённых регионах. Чтобы доставить цемент в центральную часть России или на Северо–Запад, требуется задействовать железную дорогу, услуги которой сейчас подорожали, а доступ к ним ограничен. У нас недостаточное количество цементовозов, эффективность перевозок крайне низка", — говорит он. В ряде регионов в связи с этим наблюдается дефицит и рост цен, однако это скорее локальная и сезонная проблема. Федяков полагает, что вслед за "остыванием" строительного рынка последует снижение спроса и стабилизация цен.
При этом российский цемент за истекший год, по данным Росстата, подорожал на 20%. "В качестве основных причин можно назвать постоянный рост цен на газ, электроэнергию, горючее и горючесмазочные материалы, уголь и, безусловно, ж.–д. тарифы. Производители цемента ощутили острую проблему транспортировки своей продукции по железной дороге, поскольку значительно увеличился пассажиропоток (приоритетом стали пассажирские перевозки). Возникла необходимость формирования целых составов для перевозки цемента", — поясняет доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт–Петербург Линда Рыжих.
Сезонное падение темпов строительства привело к снижению потребления цемента в России. Однако по мере нарастания этих объëмов и внедрения новых технологий дорожного покрытия спрос на цемент неизбежно возрастёт, полагает эксперт.

Вагонов не хватает

В Союзе производителей цемента (НО "Союзцемент") считают, что дефицита цемента в России, в том числе в СЗФО, не наблюдается. Но существуют трудности с доставкой, вызванные резким ростом спроса, проблемами в работе РЖД и ограничениями движения автотранспорта. Производители сталкиваются с нарушением сроков доставки и увеличением технологического срока оборота вагонов, нехваткой локомотивов и локомотивных бригад.
По информации РЖД, в июле 2023 года при согласованном объёме заявок на перевозку 2,82 млн тонн цементные предприятия погрузили 2,65 млн. "Основная причина — недостаточное или несвоевременное обеспечение предприятий подвижным составом. Нередко бывает так: из–за нарушения правил оформления перевозчиком учётных карточек фиксируются случаи непогрузки в связи с ответственностью грузоотправителя, а не перевозчика", — отмечает исполнительный директор "Союзцемента" Дарья Мартынкина.
Доля ж.–д. перевозок цемента за последние 10 лет сократилась с 59 до 41%. Свыше 15 млн тонн в год цементной продукции, которая ранее перевозилась железными дорогами, теперь доставляется автотранспортом. Эксперты ожидают, что аналогичная тенденция сохранится и в 2023 году.
В НО "Союзцемент" подчёркивают, что неоднократно обращались в Минстрой РФ с просьбой сформировать прогноз потребления по регионам и федеральным округам с перспективой на 3, 5 и 7 лет. Однако в настоящее время обоснованных прогнозов потребления на государственном уровне нет, и они не могут быть сформированы, так как отсутствует согласованная методология расчёта потребности экономики страны в цементе.
По оценкам Росстата и cementinfo.ru, в августе средняя цена цемента от производителей выросла на 12,2% и достигла 5,7 тыс. рублей за тонну (без учёта НДС). При этом в Центральном федеральном округе она выросла на 9,7%, в Северо–Западном — на 8,9%, в Северо–Кавказском — на 20,3%, а в Уральском — на 25,5%.
А вот объёмы производства изменились незначительно. По официальным данным, в июле производство цемента в России (исключая огнеупорный) выросло на 3,8% и составило 7 млн тонн. А за январь–июль отечественные предприятия выпустили 35,5 млн тонн цемента (34,9 млн годом ранее).
Традиционно основным рынком сбыта цемента в стране является Москва и Московская область. По итогам I квартала текущего года второе место занял Краснодарский край, третье — Санкт–Петербург и Ленинградская область. На последние пришлось около 6% от общероссийского объёма, подсчитали в агентстве "ГС–Эксперт".

Монолитные проблемы

Кризис поставок цемента и бетона на строительный рынок Петербурга, как тёплая осень, бывает не каждый год, но вполне регулярно. Аналогичные явления были и в 2016 году, когда поставки упали на 40%, и в 2021–м (на четверть).
В этом году ситуация аналогичная. Цемента нет, бетон расхватывают сразу на заводе, цены растут. При этом реакция застройщиков разноплановая. От "всё пропало" до "ничего страшного не происходит".
"В настоящее время мы не наблюдаем дефицита цемента или перебоев с его поставкой как в Санкт–Петербурге, так и в Москве. Только один из наших подрядчиков обозначил проблему с поставками цемента, но нам удалось оперативно и успешно заменить его на другого", — заявили в пресс–службе GloraX.
"Мы ощутили проблему в виде попыток поставщиков бетона поднять цены. Но о нехватке именно цемента пока речи не было", — уточнили в Setl Group.
Меньше всего страдают компании, которые находятся на завершающей стадии строительства своих объектов. "Строительство жилых корпусов в нашем “Приморском квартале” завершается: идут отделочные работы и благоустройство. Нам уже нужно совсем немного цемента. Возможно, у застройщиков, которые сейчас активно возводят монолитные конструкции, другая ситуация", — заявили в "Мегалит–Охта Групп".
По мнению участников рынка, главный пострадавший от цементно–бетонного дефицита — именно розница. "Что касается стройки, то заводы ввели квоты для своих постоянных покупателей. Мы берём заранее и проблем не испытываем. Ситуация, скорее всего, связана с ценами на бензин — заводы придерживают объёмы", — говорит представитель одного из застройщиков.
Однако нельзя отрицать, что в этом году сезонное оживление рынка неожиданно переросло в ажиотаж.
"Цемента нет в продаже ни мешками, ни навалом, и ситуация ухудшается с июня", — подтвердил "ДП" один из крупных петербургских подрядчиков.
Особенно остро проблему ощутили производители бетонных смесей и ЖБИ. "Нехватка начала проявляться ещё летом, она обернулась ростом цен в июле. В конце сентября — начале октября ситуация стала просто критической. Продукции на рынке нет совсем. При ещё недавней цене 7 тыс. рублей за тонну сейчас средний ценник составляет 9 тыс. рублей, при этом гарантий поставки никто не даёт. Я уже видел предложения и по 14 тыс. рублей за тонну. Понятно, что массово такие сделки не заключаются, однако те, у кого горят сроки и кому нужны небольшие объёмы, на цену уже не смотрят. В итоге бетонные предприятия сегодня работают на минимальной мощности, предприятия коллег, с которыми я говорил, загружены на 30%. Наши заводы на Парнасе, в Новосергиевке и в Фёдоровском также, мягко говоря, недозагружены. Обстановка становится критической, необходимо вмешательство властей. Запасы у строителей заканчиваются, Петербург рискует столкнуться с остановкой строек", — утверждает Дмитрий Вильчевский, генеральный директор ООО "ПТК Тесла".

Нужен план

Темой с резким ростом цен на цемент уже заинтересовались в ФАС. Однако пока там занимаются регионами, далёкими от Северо–Запада. Как сообщили "ДП" в пресс–службе ФАС, ещё летом были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Востокцемент", АО "Спасскцемент" путём установления монопольно высокой цены на общестроительный цемент в границах Дальневосточного федерального округа.
"ДП" обратился за комментариями к представителям отрасли, работающим в регионе. В компаниях "Беатон", "Монолит", "Бетоника", "Цесла" и ЛСР отказались от комментариев.
В компании "Цемрос", которой принадлежит завод в Сланцах (его остановку многие считают одной из главных причин нынешнего дефицита), сообщили, что в сентябре поставили в Петербург и Ленобласть почти 150 тыс. тонн цемента, а за 9 месяцев — 1,332 млн тонн. Поставки компании составляют почти половину всего объёма цемента, завезённого в Петербургскую агломерацию. В компании утверждают, что средняя цена за тонну цемента, поставляемого в регион, в этом году выросла всего на 8%. Накрутка в десятки процентов, по мнению её представителей, происходит за счёт перекупщиков.
"Сегодняшняя ситуация с цементом — эхо зимнего провала строительной активности в регионе, когда потребление снизилось более чем на 20%. С приходом весны произошёл скачок потребления, из–за чего цементные заводы перешли в авральный режим. Год за годом цементники вынуждены простаивать зимой и работать на пике производственной возможности летом. Завод из–за технологических особенностей не способен резко нарастить или сократить объём продукции. Для этого в среднем требуется от полугода. Также сумятицу в производственные планы вносит полное отсутствие прогнозов у строителей на средне– и долгосрочный горизонт. Возможное решение проблемы — в формировании системы государственного прогноза плановой потребности в цементе на федеральном уровне, а также более равномерное планирование строительства в течение холодных и тёплых месяцев", — говорит руководитель департамента маркетинга и стратегического анализа "Цемроса" Денис Усольцев.
В первой половине 2023 года фиксировалась просадка по потреблению цемента на 8% год к году. Ожидалось, что ситуация в экономике и рост ипотечной ставки приведут к спаду жилищного строительства, а жители городов снизят активность по покупке квартир. На III квартал бизнес запланировал произвести на 10% меньше цемента, чем во II квартале. Однако активность по оформлению ипотеки не снизилась, бизнес в связи с уходом западных компаний стал больше вкладываться в строительство, что в сумме привело к росту спроса на цемент. Это и вызвало подорожание продукции. Снижение темпов или приостановка работы местного цементопроизводящего завода для города при растущем спросе означает необходимость доставлять цемент из других регионов. Но транспортировка дорогая: при себестоимости цемента около 5 тыс. рублей за тонну доставка увеличит эту сумму вдвое. Основная проблема состоит не в отсутствии цемента на российском рынке, а в неравномерном его распределении по регионам. Кроме того, смягчение регулирования Минпромторгом и Минэкономразвития привело к проникновению на рынок фальсификата, на долю которого сегодня приходится до 30% цемента. Для бытового пользователя это не проблема, но крупный бизнес серьёзно пострадал. Производители ратуют за восстановление жёсткого регулирования рынка.
Алексей Фёдоров
председатель совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции
Узким местом из года в год является доставка цемента от производителя к потребителю. Почти половина строительного материала начинает свой путь к потребителю на железнодорожном транспорте, где РЖД монополист со всеми вытекающими, включая уровень клиентского сервиса и "борьбу" за каждого клиента. Из–за невысокой цены товара и относительной дешевизны (для железнодорожников) стоимости перевозки цемента не стоит ожидать, что ситуация когда–нибудь изменится. Даже если фиксируется локальный дефицит в Петербурге — это краткосрочная ситуация, связанная с ограниченными возможностями железнодорожного и автомобильного транспорта. Для решения сезонной нехватки цемента нужно наладить конструктивный диалог с производителями не с позиции силы. Единственные участники цементного рынка, которые могут повлиять на доступность цемента в сезон, — это сами потребители, крупные строители в первую очередь. Но, вероятно, издержки строителей из–за нехватки цемента и роста цен ниже, чем издержки, которые могут быть связаны с переходом на более равномерную работу в течение всего года. За 7 месяцев 2023 года цены производителей цемента в Ленинградском регионе, по нашим расчётам, выросли на 1,8%, в то время как цены приобретения цемента — на 6,8%. Очевидно, что рост цен отстаёт от инфляции и не может быть причиной увеличения цен на недвижимость.
Евгений Высоцкий
исполнительный директор консалтинговой компании "СМПРО"
Дефицит цемента, безусловно, создаёт серьёзные трудности для строительных компаний, учитывая важность этого материала. Приходится искать альтернативные решения. Все ищут новых поставщиков и рассматривают вариант покупки остатков. В некоторых случаях также рассматривается замена продукции евроцемента с "Пикалёвского цемента" на других поставщиков. Пока дефицит не оказал сильного влияния на отрасль, но в перспективе он может привести к необходимости пересмотра планов и корректировке графиков работ.
Станислав Алексеенко
руководитель отдела строительного аудита и управления проектами NF Group в Санкт–Петербурге