Драйвером развития умного города выступает крупный бизнес

Автор фото: Ковалев Петр
Автоматизация и внедрение технологий умного города неизбежны для современного мегаполиса, убеждены участники онлайн-дискуссии "Петербург: Умный город, квартал, дом", организованной проектом "Retrogradu.net — Архитектура Петербурга" совместно с отделом бизнес-конференций РБК.
"Давайте представим на наглядном примере: Москва — город размером и численностью с Нидерланды, и управленческий аппарат такого образования имеет неуправляемый масштаб. С учётом скорости жизни и скорости, с которой Москва растёт, если мы не приступим к немедленной автоматизации, она будет всё более глупым городом. Представьте, сколько в Москве светофоров, и вы будете переключать их вручную: в городе будет транспортный коллапс", — говорит архитектор, сооснователь студии средового проектирования "design: unit СПб" Данияр Юсупов.
Но есть одна большая проблема. "Очень важная составляющая, которая обеспечивает умность квартала или города, это единство информационных систем — то, чего у нас сейчас нет. Необходимо единое пространство, где могут взаимодействовать все акторы города, муниципальные власти, обеспечивающие организации, жители. И вот само по себе наличие интегрированности информационных систем с пользовательскими интерфейсами даст возможность влиять на жизнь мегаполиса", — подчёркивает руководитель проекта "Умный дом" ГК "Самолет" Антон Таращанский. По его словам, сейчас развитием систем каждое ведомство занимает отдельно, что несёт большие риски.
Как говорят эксперты, в идеальном мире заказчиком таких изменений должно быть общество. Но этого пока нет. Большинство граждан готовы пользоваться преимуществами умной среды — например, расплачиваться с помощью карт или телефонов, видеть через сколько подойдёт общественный транспорт, оплачивать онлайн услуги ЖКХ.
"Но готовы ли они платить за это и заказывать такие услуги? Нужны ли умному городу умные горожане? А умная администрация?", — задаётся вопросом Данияр Юсупов.
Сейчас, как констатирует управляющий партнер компании "Брокерус" Алексей Лазутин, заказчиком и трендсеттером этих изменений выступает бизнес. "Процесс начинается со сферы коммерческой недвижимости, дальше эти тенденции будут переноситься в целом на жилую и на городскую среду. Сейчас чаще всего девелопер принимает решение применять или не применять ту или иную технологию, руководствуясь выгодой или коммерческой успешностью проекта", — говорит он.
"Крупные инвесторы, которые приходят в город, способствуют появлению новых, высоких стандартов в архитектуре и строительстве Самым ярким примером высокотехнологичного строительства и ориентиром для петербургских и российских девелоперов стал Лахта Центр, который в будущем может стать новым памятником архитектуры", — считает эксперт.
По данным компании "Брокерус", всего в России сертифицировано 186 зданий по стандарту BREEAM, 243 по стандарту LEED и 17 по стандарту WELL. При этом большая их часть расположена в Москве и Московской области. На Петербург приходится 54 высокотехнологичных и "зелёных" зданий.
Впрочем, сегодня системы умного дома или квартала — приятные, но не очень ценные для большинства покупателей квартир "бантики". Тем не менее, в будущем они могут стать самоценными. Пока покупатели в жилых проектах в первую очередь голосуют за пощади, локации, физическую безопасность — ограды, заборы, калитки.
"На данный момент умность жилья в значительной степени и является "бантиком", востребованным долей процента. При этом бизнес действует ответственно, мы организовали МКД, и пытаемся разрабатывать единые умные стандарты с Минстроем на уровне домов, чтобы в будущем интеграция в ткань города происходила легче", — говорит Антон Таращанский.
С ним согласен заместитель генерального директора строительной корпорации "ЛенРусСтрой" Максим Жабин: "Стандартизация умных домов ведётся как на уровне компаний, так и Единого ресурса застройщиков Российской Федерации, который собирает обратную связь от производителей, интеграторов и девелоперов. Но люди стремятся к базовым вещам: эффективные планировки, классные МОПы, отделки и только затем обращают внимание на новые технологии".
На данный момент у большинства россиян просто нет средств на умные и энергоэффективные технологии.
"По мере нарастания стоимости ресурсов люди всё больше будут задумываться о том, куда они тратят свои деньги, сколько воды израсходовали, сколько стоит отопление дома, и будут выбирать проекты с нулевым энергобалансом. Сегодня мы можем жаловаться на дороговизну, но мы пока не подошли к замене газовых котлов на тепловые насосы. За рубежом государство стимулирует переход, например, за счёт ипотечных ставок. Поставили трёхслойные стеклопакеты, тепловой насос, умный дом — вот вам ипотека в два раза дешевле", — рассказывает генеральный директор АО "Цифровые платформы и решения умного города" Алексей Голубев.
"Светлое будущее умного города в том, чтобы все технологии, которые в этом умном городе появятся, любой сервис интегрировались с остальными сервисами, чтобы каждое здание объединялось в единую систему и дальше позволяло принимать те или иные решения, чтобы сам житель даже не видел, что за него думает красивый искусственный интеллект", — надеется директор по развитию PropTech Роман Блонов.
Пока в Петербурге есть единичные супертехнологичные проекты в коммерческой недвижимости, но на их примере спрос на подобные решения будет увеличиваться. "Будущее наступает неравномерно, но оно приходит в то место, где уже задано направление. Например, пришёл крупный игрок — "Газпром нефть", заключил огромную сделку в Петербурге на 80 тыс. квадратных метров и этот объект также, как и "Лахта Центр", сертифицирован по классификации "зелёных технологий". Все думали, что уйдут международные технологии — что же будет? Но сейчас ВЭБ.РФ разрабатывает свою классификацию и радует, что "зелёная" повестка никуда не ушла", — резюмировал Алексей Лазутин.