Петербуржцы стали покупать больше фруктов, но сократили спрос на смартфоны

Автор фото: Ермохин Сергей

Жители Петербурга стали покупать больше фруктов, украшений и автомобилей. А вот дорогие мобильные телефоны особым спросом не пользуются.

Петростат опубликовал статистику продаж основных продовольственных и непродовольственных товаров в Петербурге и Ленинградской области за первое полугодие 2023 года. Не все из этих данных легко поддаются интерпретации.

Наварили варенья

В январе–июне 2023 года продажи свежих фруктов и табачных изделий в Петербурге выросли в годовом выражении на 33 и 32% в сопоставимых ценах. Всего жители Северной столицы потратили 17,4 млрд рублей на фрукты и 26 млрд на табачные изделия. Менее заметный прирост продаж наблюдался в категории мяса и мясных продуктов (+6,5%), а также макаронных изделий (+4,9%). Продажи муки, наоборот, упали — на 14,3%, до 660 млн рублей. Примерно на уровне января–июня 2022 года остались продажи хлеба и хлебобулочных изделий, яиц, пищевых масел и жиров, кондитерских изделий, молочных продуктов и алкоголя (включая пиво).
В Ленобласти в январе–июне продажи табачных изделий, напротив, сократились на 2,2% год к году, до 11,7 млрд рублей, фруктов — выросли на 24,5%. Заметный рост продаж (на 7,6%) также продемонстрировали макаронные изделия и сахар. Падение показали яйца (–8%), хлеб и хлебобулочные изделия (–6,4%), а также чай, кофе и какао (–3,1%). Рост продаж муки составил 8,6%.
Заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова считает, что объясняется всё довольно простыми вещами. Рост цен на сахар в Ленобласти может говорить о том, что жители активно заготавливали на зиму варенье.
"Что касается муки, которая демонстрирует рост в области и падение продаж в городе, можно предположить, что в Петербурге люди предпочитают покупать хлеб, а в Ленобласти — печь самостоятельно. В связи с популярностью ЗОЖ–продуктов, а также доставки, где можно заказать в том числе блины и выпечку, спрос на муку в Северной столице мог упасть", — рассуждает она. Увеличение продаж макарон можно объяснить доступной ценой.

Выбирают подешевле

В сегменте непродовольственных товаров у жителей Северной столицы не пользовались особым спросом ткани — их было продано всего на 24 млн рублей, что на 21,1% меньше, чем в первые 6 месяцев 2022 года. В Ленобласти ткани также продемонстрировали снижение на 39,4%. При этом продажи одежды в городе на Неве растут, в области — падают.
Неоднозначна ситуация с мебелью и строительными товарами. По итогам января–июня мебель в Петербурге демонстрирует рост продаж на 1,1%, стройматериалы — падение на 13,7%. В Ленинградской области зафиксировано снижение продаж мебели на 47,9%, стройматериалы же выросли на 25,1%.
В обоих регионах заметно снижение продаж мобильных телефонов: в Петербурге на 14,5%, в Ленобласти — на 4%. Интересно, что эксперты Mobile Research Group не видят снижения в целом по стране, по оценке компании, за весь 2023 год продажи телефонов составят 26,5 млн штук, что схоже с прошлогодним показателем. "Сегодня срок службы смартфонов в среднем составляет 5 лет, он постепенно растёт, это может приводить к тому, что телефоны покупают реже. Самую активную динамику мы видим по моделям среднего ценового сегмента, она выше, чем среди бюджетных устройств, доля же премиальных смартфонов падает", — рассказал "ДП" ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Эффект высокой базы

Рост в Петербурге статистическое ведомство фиксирует в категории ювелирных изделий (+35,4%). В Ленинградской области их продажи, напротив, упали на 13,6%.
По данным аналитического центра SOKOLOV, в целом рынок в первом полугодии 2023 года вырос на 1,2% относительно аналогичного периода прошлого года. Драйвером восстановления стали онлайн–продажи, доля которых увеличилась с 17 до 20% и составила 28 млрд рублей.
"Результатом резкого ухода с рынка международных брендов в марте–апреле прошлого года стала разнонаправленная динамика развития рынка. Так, из–за эффекта высокой базы января–марта 2022 года (когда мировые и luxury–бренды ещё работали в России) в I квартале этого года мы видели снижение рынка год к году на 10%, а во II квартале — рост на 17% по причине уже низкой базы в особенно турбулентные месяцы II квартала 2022–го", — отметила руководитель Аналитического центра SOKOLOV Алина Колпакова.
В пресс–службе "585*ЗОЛОТОЙ" отмечают, что в Ленобласти действительно покупают чуть меньше ювелирки, но при этом тратят на покупку больше. Средний чек на изделия с драгоценными камнями в регионе, по данным компании, вырос в первом полугодии на 35,3%, а в Санкт–Петербурге — на 24,1%.
На автомобильном рынке наблюдается тенденция к росту спроса. Так, в Петербурге в первые 6 месяцев продажи легковых авто увеличились на 7,1% (до 110,3 млрд рублей). В области они выросли на 42,5%, до 15,7 млрд рублей. "На фоне малых продаж в 2022 году наблюдается резкий рост среднего возраста автомобиля (до 15 лет в целом по стране). Людям по причине износа машин приходится их менять. Также сказывается активное поступление автомобилей китайских марок и Lada Granta", — пояснил вице–президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.