Эстетика метро: новые станции подземки в Петербурге построят без излишеств

Автор фото: vostock-photo

Архитектура последних построенных в Петербурге станций метро уступает лучшим советским образцам. Конечно, в приоритете — само строительство, а не архитектурные излишества. Но, например, в Москве таких противопоставлений не возникает.

Уже 2024 и 2025 годы должны стать прорывными для петербургского метростроения. Последний раз станции метро в Северной столице открывали в далёком 2019 году ("Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары"), а в 2024–м обещают достроить долгожданные "Юго–Западную", "Путиловскую" и "Горный институт".
Петербуржцы так давно ждут развития подземки, что, конечно, будут довольны самим фактом открытия, а детали, включая архитектуру новых станций, уйдут на второй план. Но в городе, где есть такие станции, как "Автово", "Кировский завод", "Нарвская", "Пушкинская", а затем появились "Шушары" и станции со стеклянными вестибюлями, максимально похожими на нестационарные торговые объекты, этот вопрос не стоит игнорировать.

Почему важна архитектура метро

Архитектурное оформление станций играет важную роль в создании уникального облика города и комфортной городской среды, отмечает Георгий Бурлаков, генеральный директор "PRO ГОРОD ФОРУМ". "Эстетика и функциональность должны сочетаться, чтобы метро стало не только средством передвижения, но и объектом архитектурного интереса, — считает он. — Далеко не всегда достаточно просто построить метро функционального назначения — посмотрите на метро США. Примеры выдающихся станций метро, построенных в последние годы, свидетельствуют о значимости архитектурного подхода. Можно назвать станцию метро “Дубай–Марина” с её современным дизайном и инновационными решениями в области освещения и вентиляции, а также станцию метро “Вестминстер” в Лондоне с её изысканным архитектурным оформлением и историческим значением". "Архитектура метро значительно влияет на общественное восприятие и использование городского транспорта, повышая комфорт и улучшая настроение пассажиров во время поездок. Красиво оформленные станции не только улучшают качество жизни горожан, но и служат культурными символами, привлекая туристов и увеличивая гордость за город", — комментирует Софья Шайхутдинова, архитектор студии Orchestra Design.
В числе выдающихся станций метро, построенных в последние годы, она называет "Фонвизинскую" в Москве (яркий пример современной архитектуры, светодиодная подсветка создаёт динамичные световые эффекты на потолке, дизайн включает яркие цвета и геометрические узоры), "Новокрестовскую" в Петербурге (особенность — использование яркой мозаики и современных материалов, что создаёт ощущение света и пространства) и "Лахти" в Хельсинки (включает элементы локального искусства и дизайна, интегрированные в архитектурное пространство станции).
"Метро Стокгольма часто называют “самой длинной арт–галереей в мире”, — говорит Юлия Стафи, старший партнёр Julia Azamatova Architects. — Каких–либо препятствий для внедрения подобного арт–опыта для петербургского метро я не вижу".

Как будут выглядеть станции "Юго–Западная", "Путиловская" и "Горный институт"

Как рассказали "ДП" в АО "Метрострой Северной столицы" (МСС), подрядчике строительства петербургского метрополитена (создано правительством Петербурга и ВТБ), архитектурные решения для станций Лахтинско–Правобережной линии разрабатывались ОАО "Ленметрогипротранс", Красносельско–Калининской линии — АО "Метрогипротранс".
"Стилистика внешнего вида станционных комплексов увязывалась с их непосредственным наименованием и местоположением, а также требованиями заказчика", — пояснили в компании.
Недавно был официально представлен внешний облик станции "Горный институт". Как неоднократно заявлялось, "в оформлении будет воплощена идея Доменико Трезини о превращении Васильевского острова во вторую Венецию с параллельными каналами вместо улиц". Тему воды обыграют цветовым решением. В отделке используются материалы темно–зелёного и бежевого цветов. Судя по рендерам, это означает классическое оформление в светлых тонах с отдельными цветовыми акцентами.
В интерьере вестибюля и подземной части станции "Юго–Западная" используется светло–серый, серый и красный гранит, а также полированный мрамор белого цвета, рассказывают в МСС. "Над эскалаторами разместят витраж, композиция которого выполнена в сдержанных формах и тонах, основанных на сочетании бордово–красного, сине–серого и серо–голубого цветов".
Станция "Путиловская" (пересадочная со станцией "Кировский завод", признанной объектом культурного наследия регионального значения) будет оформлена в увязке с историей Путиловского завода. "Благодаря аркам, выполненным из нержавеющей стали с интегрированными в них светодиодными светильниками, создан динамичный образ современного транспортного сооружения. Предусматриваются два панно: на фасаде и над эскалаторами", — сообщили в МСС.
Кирилл Страхов, президент фонда развития городского самоуправления "1870", называет строящиеся "Горный институт", "Театральную" и "Юго–Западную" "станциями–хрущёвками".
"Узкие платформы, тесные залы, низкие своды — какой–то рецидив “борьбы с излишествами в архитектуре”! На примере “Спасской” очевидно, что устаревший типовой проект не справляется с пассажиропотоком и не подходит для конечных станций. Но проектировщики упорно берут его за основу — в результате на новых станциях гарантирована давка. Особенно тревожно за “Юго–Западную”, которая ещё до открытия не соответствует потребностям района", — говорит он.

Сколько стоит архитектурный проект метро

На разработку архитектурных решений подземной части станций метро и наземного вестибюля, по оценкам экспертов, закладывается от 15 до 20% в общей стоимости проектирования. Судя по данным соответствующих закупок, комитет по развитию транспортной инфраструктуры Смольного (заказчик городской подземки) разыгрывал конкурс на полную разработку проектов, не разбивая их на отдельные составляющие, например архитектуру наземного или подземного вестибюля. Между тем в Москве регулярно проходят конкурсы на внешний облик новых станций, многие из которых получают профессиональные премии. Например, проект станции "Новомосковская" Сокольнической линии столичного метрополитена стал победителем премии Denkmal Awards, а станция "Пыхтино" Солнцевской линии получила международную архитектурную премию "Золотой Трезини — 2023" за лучший интерьер общественного пространства.
"Возможность проведения архитектурных конкурсов не исключается и напрямую зависит от запроса и потребностей заказчика", — прокомментировали "ДП" в МСС.
"В культурной и инновационной столице России, где открытие новой станции само по себе событие, лично мне хотелось бы видеть что–то более интересное, чем традиционный советский мозаичный арт. Город выделяет средства на строительство, бюджет на проведение конкурса и сами архитектурные изыскания может быть предоставлен частными или корпоративными инвесторами. Это абсолютно нормальная практика. Только организовывать и проводить эти конкурсы надо грамотно", — говорит Юлия Стафи.

Конкурсы на архитектурный облик метро

Архитектурные конкурсы становятся действительно хорошим решением. Если речь просто об облике станций, они позволяют расширить перечень решений, найти свежие идеи и варианты, из которых и будет выбран лучший, говорит Георгий Фролов, руководитель проектов "STEP. Транспортные решения". "Так получить уникальный облик для каждого объекта — символа исторического района — намного проще. В Москве, например, облик станций Большой кольцевой линии разрабатывали конкурсанты. 31 станция приобрела уникальный облик, каждая стала местной достопримечательностью. “Нагатинский затон” теперь стойко ассоциируется с панно с рыбами, “Аминьевская” и “Новаторская” — с их необычными потолками. “Терехово” — это покрытия стен и светильники. “Савёловская” — открытые тюбинги путевой стены, “Марьина Роща” — огромные сферы шаров–колонн вестибюля, а “Рижская” — порталы арок, ведущих к платформам", — комментирует он.
Конкурсы обеспечивают прозрачность и общественное участие в процессе разработки, что повышает доверие и поддержку общественности, считает Софья Шайхутдинова. Они также способствуют интеграции станций в городскую среду, улучшают доступность метро и привлекают международные дизайнерские решения, обогащая локальный дизайн и поддерживая устойчивое развитие города, перечисляет она.
"Проведение открытого конкурса позволяет маленьким студиям представить свои видения и решения. Очень часто самые современные решения предлагают маленькие игроки. Также по итогам конкурса ресурсы небольших компаний можно привлекать для реализации всех городских инициатив. Небольшие компании могут предложить инновационные идеи, и такие архитектурные студии смогут создать уникальные, запоминающиеся пространства", — отмечает Александр Зубец, генеральный директор транспортной компании "Горизон–Тур".
В условиях дефицита метро для Петербурга возникает соблазн уже строить хоть что–то и быстрее, но соглашаться с таким подходом неправильно по ряду причин, резюмирует Георгий Фролов. По его словам, финансирование всё равно не позволит Петербургу выйти на космические темпы строительства даже совсем упрощённого метро. Тем важнее повышать качество каждого создаваемого объекта, чтобы вложенные десятки миллиардов давали максимальный эффект.
"Вдохновить здесь, пожалуй, может пример Берлина, где центральный участок линии U5 всего из трёх станций строился более 10 лет. Это совсем не “московские темпы”, но каждая станция там шедевр как в плане оформления, так и планировочно. Жемчужина участка — станция “Унтер ден Линден”. Её построили мелким заложением прямо под центральной улицей Берлина Унтер ден Линден и ещё и под исторической линией метро U6, создав короткую, но просторную вертикальную пересадку в самом сердце города, на перекрёстке, подобном пересечению Большого проспекта Васильевского острова и 8–9–й линий или Невского проспекта и Садовой улицы", — рассказывает Георгий Фролов.