Запретный плод: производство сидра увеличивается вместе со спросом

Автор фото: Сергей Ермохин

Производство сидра в России увеличивается пропорционально спросу. Также на рынке появляется всё больше безалкогольных сортов напитка.

Сидр продолжает оставаться одной из наиболее быстрорастущих категорий среди слабоалкогольных напитков.
Президент AB InBev Efes Ораз Дурдыев отмечает, что с начала года спрос на него вырос более чем на 12%. Растёт и предложение, появляются новые производители. Если в 2021 году их было 115, в 2022–м — около 125, в 2023–м — уже более 140. Таким образом, за 2 года число игроков на рынке сидра выросло более чем на 20%.

Удар по репутации

По данным руководителя НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максима Черниговского, в первом полугодии 2023–го продажи сидра в России выросли на 25,4%. Однако летом спрос начал снижаться. В июне 2023 года розничные продажи сидра в натуральном выражении по всей России сократились на 3% год к году, в июле — на 3,1%. В августе–сентябре падение производства и розничных продаж сидра продолжилось.
Ораз Дурдыев добавляет, что в июне снижение объёмов составило 9% к июню 2022 года, а в июле продажи сократились на 7%. "Негативная динамика была связана с массовым отравлением населения псевдосидром. Это был суррогатный алкогольный коктейль, который недобросовестные производители специально зарегистрировали как псевдопивной напиток с целью ухода от уплаты налогов. Он не имеет никакого отношения ни к пиву, ни к сидру. Тем не менее целой категории и добросовестным производителям был нанесён серьёзный репутационный урон. Кроме того, некоторые производители сокращают продажи и планируют уходить с российского рынка, что также влияет на объёмы продаж", — поясняет эксперт.
Однако Максим Черниговский считает, что в IV квартале текущего года негативный фон в отношении сидра должен снизиться и в этом сегменте алкогольного рынка произойдёт восстановление производства и продаж до прошлогоднего уровня.

О вкусах не спорят

Тем временем сидр становится всё более популярным напитком в заведениях общественного питания. Управляющий баром "Белый налив" и бар–менеджер бара "Сидрерия на Моховой" Данила Коновалов подтверждает, что производство сидра в России растёт с каждым годом. При этом за последний год ушло не так много зарубежных марок и сразу же появились альтернативы от других зарубежных производителей. "Даже пивовары заходят на этот рынок и выпускают сорта сидра. Растёт не только ассортимент, но и количество заведений, посвящённых этому напитку", — добавляет он.
Данила Коновалов подчёркивает, что российские сидроделы не боятся экспериментировать с новыми вкусовыми сочетаниями — с ягодами, фруктами и овощами. Некоторые пробуют коптить яблоки перед производством, добавлять хмель или даже перец в свой продукт, выдерживать его в бочках из–под вина, хереса, бурбона и т. п. Огромное внимание уделяется выбору сортов яблок, для этого даже высаживаются новые сады, что говорит о долгосрочных перспективах и крайней серьёзности намерений производителей.
Основатель Токсовской сидрерии Алексей Белецкий отмечает, что сидр очень похож на вино с технологической точки зрения. В том числе и процесс производства такой же долгий. Поэтому какие–то изменения на отрезке длиной всего год сложно заметить.
Растёт число новых небольших проектов в различных регионах России, в основном на Северо–Западе. Речь идёт именно о традиционных сидроделах, то есть тех, которые отжимают яблоки непосредственно у себя на производстве и не используют сок, восстановленный из концентрата или пастеризованный. Трудно приходится импортёрам: сидр из некоторых стран (прежде всего Великобритании) стало сложнее найти в магазинах.
"Для локальных производителей это скорее минус — наличие высококлассных зарубежных сидров на полках способствует развитию вкусов у потребителей и здоровой конкуренции. Объём производства в последнем сезоне у нас увеличился, в среднем мы растём на 30–40% по объёму. Коллеги тоже не отстают. Думаю, в целом сегмент натурального сидра по традиционным ГОСТам увеличивается в 2–3 раза в год. А потенциал роста этого рынка — в сотни раз (если смотреть цифры по душевому потреблению сидра у нас и в странах Европы). Яблоки растут практически везде в России. Правда, далеко не все подходят для сидра. Но вообще у традиционного сидра есть всё, чтобы стать самым популярным алкогольным напитком", — считает Алексей Белецкий.
Спрос пока упирается в недостаточное знакомство аудитории с сидром и в тяжёлую экономическую ситуацию. Всё–таки в силу небольших объёмов производства у наиболее серьёзных сидроделов продукт получается недешёвый. На полках стоит в основном массмаркет из концентрата — сладкий, с красителями и ароматизаторами, зато в несколько раз дешевле традиционного.

Для тех, кто не пьёт

В России также набирает обороты производство безалкогольного сидра. Одна из крупнейших компаний — ООО "ОПХ" (бывший Heineken в России) в августе 2023 года запустило в производство безалкогольный сидр "Мистер Лис" на заводе в Петербурге. Уровень локализации сырьевой базы "Мистера Лиса" составляет 98–99%. Производство безалкогольного сидра включает в себя дополнительный этап — деалкоголизацию. Этот процесс проводится на специальной установке, где сидр нагревается до 40–45 градусов, в результате чего происходит испарение спирта. В итоге его содержание в продукте составляет 0,03%. От момента поступления яблочного сока на завод и до выпуска готового продукта в среднем проходит порядка 20 дней.
Безалкогольный сидр — новая и очень интересная ниша. Алексей Белецкий замечает, что это даёт расширение аудитории на тех, кто не может или не хочет употреблять алкоголь, а также возможность рекламировать свой бренд. Открывается доступ к маркетплейсам. Так что все сидроделы так или иначе задумываются о выпуске такого варианта напитка.
Данила Коновалов подчёркивает, что производство безалкогольного сидра растёт пропорционально росту производства алкогольного. Есть производители, которые дублируют свои особо успешные алкогольные сорта в безалкогольном исполнении.
"Из факторов, которые замедляют рост, — это зарегулированность (медленная, со сбоями работа Федерального реестра алкогольной продукции; начало маркировки; введение Реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи). Причём все системы дублируют функционал уже существовавших ранее ЕГАИС и декларирования. Национальная ассоциация производителей традиционного сидра активно призывает распространить на нас правила, которые регулируют работу российских виноделов, так как продукты очень похожи (с той разницей, что сидр менее алкогольный, а сырьё для него растёт намного в большем числе регионов). Каждое производство сидра обладает эффектом мультипликатора — увеличивает количество рабочих мест в смежных отраслях: сельском хозяйстве, общепите, производстве упаковки и т. д.", — заключает Алексей Белецкий.