Петербургскому бизнесу по результатам выездных налоговых проверок за 6 месяцев доначислено 19 млрд рублей. В следующем году размер доначислений может вырасти, считают эксперты.
В последние 3 года в Северной столице растёт число выездных налоговых проверок (ВНП). В 2020 году городское управление Федеральной налоговой службы (ФНС) проинспектировало 56 компаний, в минувшем — уже 502. При этом увеличивается и размер доначисленных налогов, пени и штрафов: в 2020 году это было 8,7 млрд рублей, в 2022–м — уже 59,5 млрд.
В первом полугодии 2023–го, уточнили в управлении ФНС по Санкт–Петербургу, ведомство инициировало 168 проверок, по итогам которых размер финансовых санкций составил 18,9 млрд рублей. Скорее всего, второе полугодие будет не менее "урожайным" как на сами проверки, так и на денежные претензии по их итогам.
Эффект лавины
Последствия ВНП для бизнеса могут быть очень ощутимыми. Так, петербургскому ООО "Судоходная компания “Экотэк”", занимающемуся доставкой грузов на Крайний Север, межрайонная инспекция ФНС №23 по Санкт–Петербургу доначислила 73,8 млн рублей НДС и 53,1 млн пени. По мнению инспекторов, судоходная компания необоснованно завысила налоговые вычеты по НДС по сделкам с ООО "АСТ".
"Экотэк" арендовал суда в АСТ. Кроме того, контрагент формировал для судоходной компании плавсостав, оснащал суда всем необходимым, указано в материалах дела.
В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, где налогоплательщик обжаловал решение ФНС, "Экотэк" заявил: АСТ обладал всеми необходимыми ресурсами для исполнения договорных обязательств, а реальность сделок с этим контрагентом подтверждается документально. Однако арбитраж отказался признать решение УФНС недействительным, поскольку истец не предоставил "относимых и допустимых доказательств незаконности вынесенного инспекцией решения".
Выручка "Экотэка" в последние 4 года находилась, по данным СПАРК, в диапазоне 750–830 млн рублей. В прошлом году был зафиксирован чистый убыток 119,5 млн. Если компания не сумеет добиться судебного решения в свою пользу, фактически её финансовые потери удваиваются.
Как показывает практика, тонкими местами для предпринимателей остаются случаи необоснованной налоговой выгоды, создание фиктивного документооборота и дробление бизнеса, проводимое ради снижения налогов, а не какой–либо деловой цели.
Зачистить "хвосты"
Впрочем, как полагают эксперты, правосознание части бизнеса меняется: коммерсанты стали больше внимания уделять превентивным мерам — запрашивать консультации специалистов, проводить финансовый и налоговый аудит. Это помогает заранее выявлять налоговые риски и при желании минимизировать их.
Сегодня на эту работу у бизнеса остаются считаные месяцы: в конце года ФНС определит список компаний, к которым придёт с проверкой в 2024–м. Можно ли за этот период успеть подчистить "хвосты"? Всё зависит от масштаба бедствия, считают представители консалтингового бизнеса. Если предприниматель всегда использовал технические компании или проводил сделки с целью минимизировать налоги, то проблем с фискальным ведомством наверняка не избежать и, скорее всего, будут доначисления налогов, от которых просто так не уйти. Если речь идёт о проблемах в текущей деятельности не таких крупных (например, отсутствие проверки контрагентов, юридически слабые договоры с ними, дробление бизнеса, аффилированность и вывод наличных средств), то в этом случае всё поправимо при желании самого налогоплательщика.
Позиции высших судов
Сейчас инспекции отошли от малоэффективных проверок, они точечно отбирают объекты для проведения ВНП и обращают внимание на приоритетные для контроля схемы уклонения от налогов. В следующем году эта тенденция не только сохранится, но и усилится, прогнозируют эксперты. Скорее всего, налоговики будут применять при проведении проверок правовые позиции Конституционного и Верховного суда, о которых ФНС проинформировала свои подразделения в августе.
По мнению Рустама Галияхметова, ведущего юриста юридической компании "Пепеляев Групп", письмо ФНС не содержит в себе революций и вряд ли сильно повлияет на проведение ВНП в 2024 году. Вместе с тем из 11 позиций, представленных КС и ВС, юрист считает наиболее важными для бизнеса следующие.
В мае ВС счёл, что организация вправе признать в качестве расходов по налогу на прибыль амортизацию жилых помещений, представленных компанией не только своим работникам, но и специалистам контрагентов. При этом плата за жильё с работников не взималась.
Данное дело, по мнению Рустама Галияхметова, значимо для компаний, имеющих подобную социальную инфраструктуру (к примеру, общежития), которая используется предприятием для производственных целей.
В другом деле ВС подтвердил существующую практику возврата переплаты по налогу на имущество вместе с процентами из–за неправомерного включения недвижимости в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости.
"Этот спор важен тем, что позволит компаниям в подобных ситуациях возвращать излишне взысканный налог с процентами, даже если компания уплатила налог самостоятельно, без мер принуждения со стороны налоговых органов", — считает эксперт.
“
Наиболее часто в ходе проведения проверок выявляются нарушения, связанные с необоснованным занижением налоговой базы при использовании схем ухода от налогообложения. С точки зрения оценки налоговых рисков в Петербурге традиционно наиболее проблемными являются строительная и торговая отрасли. Все поступающие обращения налогоплательщиков, в том числе в ходе осуществления личного приёма руководством управления, рассматриваются по существу в рамках компетенции управления. Каждое обращение при личном приёме рассматривается индивидуально применительно к конкретной ситуации.
Владимир Полежаев
заместитель руководителя управления ФНС по Санкт–Петербургу
“
Количество запросов бизнеса на предварительную оценку налоговых рисков выросло на 50%. Большая часть из них ориентирована на оценку рисков по предстоящим крупным сделкам. Как правило, клиенты обращаются за письменным заключением и устной консультацией. Вторая часть запросов связана с оценкой текущей деятельности бизнеса. Зачастую мы проверяем всё: начиная от договоров и заканчивая структурой выбора и общения с контрагентами. Но таких запросов меньше. Цены на подобные услуги зависят от стоимости часа работы налогового юриста, минимальная ставка — 10–15 тыс. рублей в час. А правовое заключение можно сделать и по твёрдой цене, но нужно понимать объём работы. В среднем такая услуга стоит от 50 тыс. рублей.
Яна Кириллова
старший юрист практики разрешения споров юридической компании "ССП–Консалт"
“
В феврале Счётная палата РФ проанализировала эффективность ВНП и рекомендовала ФНС обратить внимание на компании, обладающие максимальными рисками совершения налоговых правонарушений, на добровольном уточнении налогоплательщиками своих обязательств и на формировании при проведении предпроверочного анализа достаточных доказательств. Таким образом, в перспективе ФНС будет добиваться результатов именно за счёт повышения качества ВНП. Даже если в 2024 году их количество снизится, полагаю, что инспекции будут доначислять налогов, пени и штрафов больше, чем в прошлые годы. Этому поспособствует более качественный предпроверочный анализ, более тщательный выбор налогоплательщиков и эффективная работа налоговых комиссий.
Анна Коняева
управляющий партнёр юридической компании "ЦПО групп"