Минимум вмешательства: как сегодня продлевают жизнь предметов искусства

Автор фото: Валентин Беликов

Единая схема по организации работ и этапам их реализации — и ни одного одинакового проекта, всегда уникальный подход и выверенные для конкретной задачи решения. Это присуще всем мастерским Службы реставрации музейных ценностей Русского музея. Однако в каждом отделе — своя специфика. "ДП" узнал, как здесь устроены процессы, а заодно, какие предметы искусства сейчас в работе и к каким выставкам они готовятся.

В 2022 году реставрационные мастерские Русского музея отметили вековой юбилей своей деятельности. За прошедшие 100 лет менялись методики, появлялись более современные — и практичные — материалы, формировались новые принципы самой работы, в которой при этом всегда есть место традиции. Об умении находить оптимальный баланс, чтобы сохранить культурное наследие, лучше всех расскажут сами реставраторы.

Передать потомкам

"Ничего вечного в мире нет — это касается и картин. Со временем всё стареет — холсты, краски, покрытие. И наша задача вовремя даже не приостановить, а выявить этот процесс", — говорит Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи.
В этой мастерской трудятся 12 человек. За каждым реставратором закреплён определённый фонд, и конкретные экспозиционные залы — в ходе профилактических осмотров коллекции задача специалистов выявить возможные скрытые процессы, которые происходят внутри произведения и требуют вмешательства. Это один блок работ. Второй — подготовка экспонатов к выставкам. Третий — плановая фундаментальная сложная реставрация. И есть ещё направление, под которое отведено отдельное пространство, — работа с большими полотнами. В год мастерская выпускает порядка 8–10 сложных фундаментальных картин и около 250 готовит к выставкам.
По словам Марата Дашкина, в Русском музее сотрудники отдела применяют традиционные методики. "Реставрацию можно разделить на два больших блока: техническая (консервация) и художественная. Первая направлена на укрепление структуры предмета искусства, её стабилизацию — прежде всего, когда мы видим какие-то процессы, нам нужно их остановить, законсервировать, чтобы произведения переходили из поколения в поколение без угрозы для своего состояния сохранности. Это главная задача реставратора", — уточняет он. При этом, вариаций скрытых процессов, которые могут нарушать структуру, бесконечное множество.
Автор: Валентин Беликов
Второй большой этап реставрации — работа с лицевой поверхностью, с лаком. Нередко в процессе бытования картины могли покрывать не одним слоем лака — это самый простой способ восстановить оптические свойства произведения и прозрачность, вернуть тональную звучность и яркость красок. Чаще всего, делали это художники, к которым обращались собственники картин. Если процесс повторялся многократно, лаковая плёнка утолщалась, а сам материал со временем темнел. В результате первоначальное произведение покрывает жёлтая линза, которая мешает его восприятию.
"Одной из задач художественной реставрации является утоньшение лака. Я подчёркиваю — не удаление, а именно утоньшение. У нас есть отдел технологических исследований, который изучает структуру всего произведения, и мы можем контролировать все процессы. В том числе, утоньшения лака — мы всегда на поверхности оставляем плёнку, которая является авторской или более поздней. Поскольку картина со временем является суммой исторических артефактов. И мы не стремимся делать так, чтобы она имела исходный вид", — поясняет Марат Дашкин.
Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи
Автор: Валентин Беликов
Как раз процессом утоньшения лака на картине художника Алексея Боголюбова "Синопское сражение 18 ноября 1853 года" в момент знакомства "ДП" с мастерской занималась реставратор Марина Киселёва. Она пояснила, что в ходе предыдущей реставрации была нанесена тонировка, сделанная по старым технологиям, которая дала жёлтый оттенок, появились пятна, которые необходимо удалить — и нанести новое покрытие. "Это тоже не навсегда. Но сейчас краски лучше, они меньше меняются в цвете. И можно надеяться, что экспозиционный вид произведения сохранится надолго", — поделилась эксперт.
Марина Киселёва работает реставратором уже почти 45 лет — и она говорит, что эта деятельность дарит ей отдохновение от различных рутинных процессов, даёт ощущение самодостаточности. "Радость — сохранить эту живопись для людей. А потом мы все, кто может назвать себя художником, кто нет — но мы все рисуем по мере возможности и учимся у тех, кого мы реставрируем. Что тоже даёт вдохновение", — делится реставратор.

В ногу со временем

По словам заведующего отделом, в мастерской создана необходимая база, чтобы производить все виды работ. Однако важным вопросом является бесперебойная поставка материалов. Прежде всего, осетрового клея — именно его использовали художники при подготовке холста и грунта, а значит, реставраторы могут укреплять картину тем же самым составом, что и автор много лет назад. Однако этот продукт может стать дефицитным, поскольку мало где применяется, что неинтересно производителям.
Автор: Валентин Беликов
Являясь приверженцами традиционной методики Русского музея, сотрудники отдела также активно применяют современные материалы. И, как выяснилось, с ними проблем в России нет. "Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГОСНИИР) в части разработки передовых технологий всегда шёл бок о бок с коллегами из Европы. И популярное слово "импортозамещение" как раз в полной мере применимо к нашей сфере. У института реставрации всегда были какие-то аналоги западной продукции. Они немножко, конечно, отличаются по своим характеристикам, но основную задачу выполняют", — комментирует Марат Дашкин.
По его словам, современные материалы позволяют работать так, чтобы минимизировать процессы вмешательства. "И важный момент — когда мы работаем с утратами, то работаем исключительно в конфигурации той самой утраты", — делает акцент собеседник "ДП".
Что касается появления новых сотрудников в коллективе — они приходят, но это всегда выпускники реставрационных отделений художественных вузов, которые прошли стажировку и прониклись спецификой музейной реставрации. Этап знакомства здесь довольно затяжной, но зато это исключает "случайных" людей. Остаются лишь те, кто действительно проникся профессией. Так, например, пять лет назад в коллектив пришёл Никита Данюк. Сегодня он готовит картину к выставке художника Ивана Творожникова.
"Я с детства любил искусство. У меня мама работает в Русском музее, я часто здесь бывал, хорошо знаком с коллекцией. И хотел как-то действенно участвовать в жизни музея, и вот моя мечта воплотилась", — делится молодой человек, параллельно кропотливо нанося грунт на полотно, который впоследствии затонирует, что позволит привести картину к экспозиционному состоянию — и уже через пару месяцев она будет радовать посетителей выставки.
Марат Дашкин рассказывает, что все решения для мастерских — коллегиальные. Прежде всего, применяется научный подход. Задание принимается на реставрационном совете, где обсуждается, какой будет судьба того или иного произведения: наблюдение, консервация, восстановление — прописываются этапы процесса, только после этого специалисты могут приступать к реализации проекта.

Тончайшая работа

"Отдел реставрации тканей занимается реставрацией памятников из тканей, причём у нас очень большой временной диапазон — от XV века до наших дней. Материалы самые разнообразные — это древнерусское шитьё, костюмы, головные уборы, ковры, гобелены, предметы мебели, вышивки шёлком и шерстью, кружево и многое другое", — рассказывает Зинаида Сильнова, заведующая отделом реставрации тканей.
Зинаида Сильнова, заведующая отделом реставрации тканей
Автор: Валентин Беликов
У этой мастерской план — 100 предметов за год. Из них 6 сложных, 20 средних, остальные лёгкие. И отвечают за этот объём пять реставраторов. Здесь много работы с иголкой и ниткой — причём последнюю часто сотрудники изготавливают сами из самостоятельно же затонированного в нужный оттенок шёлкового газа. Сам материал при этом применяется как дублировочный. Конечно, готовые нитки тоже используются, но не всегда можно приобрести нужный тон, говорят реставраторы.
Зинаида Сильнова с большим вдохновением рассказывает об уникальном предмете, с которым сейчас работают специалисты. "Покровец". Датирован искусствоведом Людмилой Лихачёвой второй половиной XV века, Москва. Это распятие с апостолами и евангелистами. Византийские покровцы с иконографией распятия неизвестны. А на Руси же этот сюжет на литургических тканях встречается уже с XII века, и особенно был популярен в XV веке. Данный предмет поступил к нам из бывшего русского археологического общества в 1925 году. И почти сразу же, в 1926-м, была проведена первая реставрация, потому что ткань — тафта — была очень ветхая. Тогда был подложен дублировочный материал — шёлковый газ золотистого цвета, и всё было укреплено шёлковыми нитками, покрашенными в тон", — делится она данными, которые получены благодаря реставрационному паспорту 1926 года.
Вторая реставрация была проведена в 1962 году — требовалось на этот раз укрепить уже дублировочный материал, который также начал ветшать. Кроме того, необходимо было удалить загрязнения. "Загрязнения разрушают ткань — но иногда грязь выступает как клеевая основа, поэтому реставратору надо найти золотую середину, чтобы предмет не рассыпался", — делится нюансами Зинаида Сильнова.
После работ 1962 года произведение XV века не трогали. "Мы видим, что вещь является целостной, состояние сохранности у неё удовлетворительное — и на реставрационном совете приняли решение пока не внедряться, а просто понаблюдать. Создать максимально комфортные условия для хранения — изготовили специальную коробку из бескислотного картона, чтобы предохранить покровец от света, пыли и соприкосновения. Каждые полгода будем смотреть, как он себя ведёт. Конечно, в дальнейшем обязательно будет реставрация этой вещи. Но пока нет такой острой необходимости", — говорит заведующая отделом реставрации тканей.
Автор: Валентин Беликов
Другой предмет, который продемонстрировали журналисту "ДП" — фелонь из Александро-Свирского монастыря, датируется XVII веком. "Здесь использованы очень интересные ткани — европейского производства. Кроме того, ещё интересно оплечье — на нём вышиты двуглавые орлы, что свидетельствует о том, что это достаточно драгоценная фелонь и уникальная", — рассказывает Елизавета Хатунцева, художник-реставратор II категории.
Автор: Валентин Беликов
И это как раз сложный предмет — на реализацию таких проектов, порой, уходят годы, поделились в мастерской. Эта фелонь поступила на реставрацию много лет назад: предмет многослойный, с различными элементами и применением разных материалов — оплечье, галун, парча, бархатная вставка и кружево, и подкладка с вставкой из шёлковой ткани. "Эта работа показательная, потому что получилось сохранить эти ткани, очистить их от загрязнений и всё укрепить", — делится Елизавета Хатунцева. Она также рассказала, что участие принимали практически все реставраторы мастерской.
"Бывает так, что в реставрации тканей невозможно быстро отреставрировать какие-то предметы, потому что очень много сложностей и тонкостей, и мы не имеем возможности идти на риск, нужно всё обдумать", — добавила она. Опять же, меняются методики и появляются новые материалы. Но в отделе также нередко отдают предпочтение традиции. Так, например, сами изготавливают клейстер по рецептуре Николая Семеновича.
Мастерская тоже плотно сотрудничает с отделом химико-биологических исследований. Нередко специалисты консультируются с коллегами из других музеев — реставраторами, хранителями, химиками, искусствоведами. "Нам важно изучить предмет, потому что от этого тоже очень многое зависит. Бывает, даже выбор методики", — делится Елизавета Хатунцева. Специалисты изучают не только сам материал, но также стремятся добыть всю информацию, относящуюся ко времени создания предмета, к региону и даже конкретному производителю. При этом, у самих реставраторов отдела есть преимущество по отношению к научным сотрудникам. "Мы можем внедриться и посмотреть кромку, когда будем реставрировать вещь, — а это же паспорт ткани. По кромке можно, если есть база данных, определить и время, и страну, может быть, даже фабрику, где изготовили ту или иную ткань", — рассказывает Зинаида Сильнова.

Вернуть в свет

Самой большой проблемой отдела реставрации картинных рам является само отношение к этому предмету как таковому, которое наблюдалось в стране в советские годы. Большинство не видело различий между рамой и подрамником, говорит Дмитрий Кичко, заведующий отделом. "Традиционно сложилось, что картину нельзя повесить без рамы, а вот в каком она виде — на это особо не обращали внимание. Надо, чтобы была целая, могла висеть — и все советские годы так к этому относились", — говорит он. Отсюда — и условия хранения, и способы ремонта рам. То есть в контексте реставрации — явные предпосылки к большому числу объектов в работе.
"Надо чинить? Обращались в столярку, где могли закрепить, может, замазать — чтобы рама просто могла висеть и не портить впечатление. И мы сегодня сталкиваемся с последствиями таких "ремонтов". Мы привыкли, что покрытие для рамы — дерево и позолота. А это может быть поталь, краска, пудра, ткань, кожа, металл, фанерованная поверхность — всё, что угодно. То есть выбор материалов гигантский. И это тоже не учитывали при "починке", — делится нюансами Дмитрий Кичко.
Дмитрий Кичко, заведующий отделом реставрации картинных рам
Автор: Валентин Беликов
Ценность предмета, оформляющего произведение искусства, начали понимать лишь несколько десятилетий назад. Именно тогда начало формироваться направление музейной научной реставрации рам. В Русском музее соответствующая мастерская появилась в 1981 году — и здесь начали работу над релевантными методиками. Сегодня в мастерской работают 7 реставраторов. И отдел можно назвать самым "вездесущим". "Мы должны быть везде, где находятся рамы: в фонде, на экспозиции, участвовать в выставочном марафоне. Причём к одной выставке ты можешь готовить рамы как XVIII–XIX веков, так и предметы советской эпохи и даже современные экземпляры — всё в разном стиле, в разной манере, разные техники", — рассказывает об особенностях работы заведующий отделом.
Здесь сейчас в работе много предметов, но один выделяется — поскольку он предназначен для картины Василия Верещагина. "Знаменитые резные рамы он сам заказывал по своему проекту. Она здесь уже когда-то была, но вернулась для корректировок", — уточняет собеседник "ДП". За последние годы на реставрации побывали рамы к работам Угрюмова, Тыранова, Левицкого. В скором времени в мастерскую поступит рама к картине Айвазовского "Девятый вал".
Автор: Валентин Беликов
Дмитрий Кичко рассказывает, что для сохранения "авторской руки" надо убрать всё "лишнее", свидетельствующее о чужих вмешательствах и искажающее восприятие, кроме того, именно поэтому в последние годы реставраторы применяют комбинированные тонировки, чтобы рама после внедрения смотрелась более цельно. При этом, в любом случае — все используемые материалы обратимые. Но нужен и баланс — сохранение моментов истории жизни предмета искусства.
"На самом деле, вся работа делится на этапы: консервация, укрепление, восстановление утрат грунта, основа, обязательная проверка, нужно ли укрепление конструкции, утрат древесины с тыльной стороны, затем идёт подведение реставрационного грунта, а потом уже финально выполняются все тонировки", — делится секретом доказавшей свою жизнеспособность схемы заведующий отделом реставрации картинных рам.

Не забывать о среде бытования

"У нас своя специфика. В живописи никто особенно в бытовом плане не реставрирует картины — бывает, но это не система, как у нас. Потому что каждый починяет мебель. И получается, что антикварная реставрация (бытовая) и музейная — это две большие разницы. Потому, если предмет попал в музей, наша задача сделать так, чтобы сохранились все его авторские аутентичные части. То есть здесь особенное место, где происходит сохранение подлинности предметов мебели. Предметов истории, искусства, культуры — то есть мемориальных. И подход к ним соответствующий", — объясняет Юрий Макаров, заведующий отделом реставрации фанерованной мебели Русского музея.
Юрий Макаров, заведующий отделом реставрации фанерованной мебели
Автор: Валентин Беликов
Здесь работают 4 человека. И это много, говорит, собеседник "ДП". Поскольку он бывал в разных регионах — и зачастую в провинциальных городах один человек на всю "древесину": и на мебель, и на деревянную скульптуру. Обновлённая мастерская отдела открылась в 2007 году. И Юрий Макаров называет её самой продвинутой в Русском музее — она создана по проекту реставраторов. Перегородка отделят помещение, где предусмотрено полное кондиционирование (что хорошо для предметов), от мастерской, где оно частичное. Оборудование всё необходимое также есть — и для каждого станка, стеллажа и инструмента спланировано своё место. А его требуется немало: в мастерской хранится очень много старых предметов, чтобы можно было из них брать выдержанное старое дерево для реставрационных работ.
"Ещё одна особенность нашей работы — технологии очень разнообразны. Древесина, металл, ткани или кожа, обойные материалы, если инкрустации — там вообще всё на свете. Особенное лаковое покрытие: у нас в отличие от отдела живописи сохранение лака, если он исторический или тем более подлинный, — это главная задача. Поверхностный слой даёт образ предмета, но при этом хуже всего сохраняется. Получается, нам нужно быть в курсе традиционных технологий — ремесленных и промышленных, и в то же время применять современный реставрационный материал. И надо так скомбинировать свою работу, чтобы достичь, как мы считаем сейчас, главной цели — а именно минимизации реставрационного вмешательства. При том, делать всё, что надо, чтобы предмет был достаточно прочный и имел эстетические достоинства для экспонирования. Если мы просто сделаем вещь красивой, ровной, гладкой, без видимых дефектов, то это ничто, если не сохранили подлинные элементы её конструкции и покрытия", — говорит Юрий Макаров.
Автор: Валентин Беликов
Долгое время в отделе была проблема — реставрация изделий с применением кожи. Однако один из сотрудников активно осваивает этот вопрос в последние несколько лет, и сегодня тему можно считать закрытой. Один из примеров его работы как раз был в мастерской: стул, ориентировочно, XVIII века — точных данных нет. Его сиденье оформлено кожей, на которой были дыры. Подобные детали отвлекают внимание гостя музея, мешает восприятию. Данный дефект был успешно закамуфлирован. А вот древесину, как это было свойственно для реставрации советского периода, не перечищали — в те времена была манера всё старое покрытие снять и нанести новое, говорит Юрий Макаров. "Сейчас этого нет: то есть сохраняем, даже если это не подлинное. Всё равно старое покрытие имеет интерес с точки зрения бытования и вообще выглядит правильно", — добавил он. Стул уже готов и вскоре будет представлен на выставке "Эпоха дворцовых интриг".
Сегодня в фонде мебели Русского музея 1,5 тыс. предметов и ещё некоторое количество числится во дворцах. Отдел реставрирует ежегодно порядка 70–80 из них. Вещи опять же разделены по степени сложности. Но в любом случае здесь придерживаются принципа минимизации вмешательства. "Потому что иначе наша работа оказывается бессмысленной, если оставлять только внешний облик предмета, без всех присущих технологических нюансов", — резюмирует заведующий отделом реставрации фанерованной мебели Русского музея.