Юридический казус: власти хотят разрешить алкоголь в уличных кафе

Автор фото: Сергей Ермохин
Большинство людей, садясь за столик на веранде, даже не задумываются, что здесь действуют какие–то особенные правила.

В Госдуме предложили легализовать продажу алкоголя в розницу на летних верандах кафе и ресторанов. Формально до сих пор действие лицензии распространяется только на внутренние помещения.

После успешного проведения эксперимента в прошлом году в Москве, где разрешили продажу алкоголя на летних верандах, этот опыт предлагают распространить на всю страну. Законопроект внесён группой депутатов во главе с председателем комитета по экономической политике Госдумы Максимом Топилиным. В пояснительной записке авторы ссылаются на постановление правительства РФ от 12 марта 2022 года № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году". В рамках реализации именно этого документа был организован московский эксперимент.
По утверждению депутатов, инициатива направлена на оказание поддержки добросовестных владельцев предприятий общепита в текущих экономических условиях, что будет способствовать развитию конкуренции, окажет положительное влияние на развитие внутреннего туризма и позволит создать понятные условия для бизнеса. Если законопроект одобрят, продавать алкоголь на террасах и верандах будет официально разрешено с 1 сентября 2024 года.

Правовой казус

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что нормами статьи 16 федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" не предусмотрена возможность розничной продажи спиртного на территории летних кафе. Хотя эти некапитальные объекты могут являться неотъемлемой частью стационарной точки общепита. За нарушение нормы предусмотрен штраф (для должностных лиц от 10 тыс. до 15 тыс. рублей, для юридических — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей), а также конфискация спиртосодержащей продукции.
Как отмечает адвокат, председатель коллегии адвокатов "Адвокат Премиум" Тимур Чанышев, данный состав правонарушения является достаточно латентным, так как организациям общепита дешевле и проще "решить вопрос на месте". Поэтому судебная практика по Петербургу в открытых источниках отсутствует.
Управляющий партнёр бюро Legal to business Светлана Гузь подтверждает, что громких дел о привлечении петербургских рестораторов за реализацию алкоголя на верандах и летних террасах в последние годы не было. В основном их штрафуют по другой статье — за продажу алкоголя несовершеннолетним или нарушение маркировки.
"По нашему мнению, необходимо официально зафиксировать то, что по факту и так происходит сегодня на верандах общепита, — продажу алкогольной продукции", — считает Чанышев.
Эксперт добавляет, что ситуация расценивается скорее как юридический казус. Поскольку всем абсолютно ясно, что веранда является продолжением заведения, у которого и так есть лицензия на продажу спиртного.
"Но при получении самой лицензии заведения надо приложить к пакету документов план БТИ, который охватывает лишь стационарную площадку. Летняя веранда или терраса в плане не учитываются. Это даёт почву для коррупционной составляющей и различного рода жалоб", — обращает внимание юрист.
Назвать действующий запрет безосновательным нельзя. Как отмечает Светлана Гузь, он связан с тем, что торговля алкоголем и его хранение могут осуществляться исключительно в тех объектах, которые получили соответствующую лицензию, то есть в самих помещениях, а не на прилегающих объектах. "Законодатель опасался бесконтрольной розничной продажи алкоголя, ведь чем больше предложение, тем выше спрос", — поясняет эксперт.
Тем не менее принять закон, по её мнению, необходимо, ведь сфера алкогольного регулирования напрямую касается жизни и здоровья граждан. Отсутствие единой политики законодателя в этом вопросе ставит их под угрозу.

Не доводить до абсурда

На несоответствие действующих норм объективной реальности указывают и другие эксперты. По мнению руководителя НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максима Черниговского, разрешить алкоголь на летних верандах нужно, чтобы стимулировать рост продаж в сегменте HoReCa, поскольку на него приходится 5% всей реализации горячительных напитков (без пива). Рестораторам алкоголь приносит 50–60% выручки, барам — до 90%.
"Большинство коммерческих операторов HoReCa относятся к предприятиям малого бизнеса, которым государство должно помочь в непростых реалиях современной экономической жизни. К тому же реформа позитивно скажется и на клиентах заведений. Необходимо повышать доступность продаж легального алкоголя. Рост объёмов продаж позволит сократить потребление нелегальной спиртосодержащей продукции", — считает Черниговский.
Возможность оборудовать летние веранды — важный аспект для ресторанного бизнеса, особенно в городе, где развит гастротуризм. Ужин в центре с видом на достопримечательность — это то, что может предложить Северная столица в качестве изюминки своим гостям. Однако существующие ограничения в работе бизнеса вносят ложку дёгтя.
"Сегодня ресторатор, чтобы соответствовать юридическим нормам, должен поднять гостя с места и пригласить в основной зал, находящийся под лицензией, для проведения оплаты алкоголя, — описывает ситуацию президент компании Ladoga Вениамин Грабар. — Если так происходит, возникают вопросы к сервису, если нет — к легальности. Поэтому важно нормализовать процесс".
Основатель и руководитель компании GastroNorma Данил Герасимиди рассказывает, что иногда доходит до абсолютно абсурдных ситуаций, когда официанты приглашают гостя зайти внутрь, чтобы тот купил алкоголь, а затем снова вернулся на веранду. Ведь персонал заведения не имеет полномочий запрещать гостям ходить по ресторану.
"Некоторые участники рынка игнорировали запрет. Борьба с нарушителями была традиционной — проверки, контрольные закупки, как и в случае с продажей несовершеннолетним", — поделился эксперт.

Поставят на учёт

Рассматриваемый закон — не единственное изменение, которое в ближайшее время ждёт предприятия общепита. Уже с 1 сентября 2023 года представители HoReCa, так же как и магазины, должны будут выдавать потребителю чек с указанием объёма проданного крепкого алкоголя.
"Грядущие изменения не затрагивают продажу пива и пивных напитков. Причина — стартовавшая в 2023 году маркировка пива. Кстати, уже с 15 января 2024 года все торговые предприятия должны будут указывать код маркировки и объём при продаже разливного пива, а с 1 июня 2024–го — упакованной продукции. Приёмка в HoReCa не изменится и будет осуществляться по ЕГАИС", — отмечает Евгения Мячкова, руководитель проектов по маркировке компании — производителя торгового оборудования "Атол".