Вывозят с трудом: дефицит курьеров и водителей в России усилился

Автор фото: Ермохин Сергей

Транспортно–логистическая сфера испытывает острый дефицит курьеров и водителей. Отчасти это происходит из–за роста рынка e–commerce.

Потребность в курьерах, менеджерах по продажам и водителях в транспортно–логистических компаниях заметно выросла. Об этом свидетельствуют данные совместного исследования компаний ГК "Маршал" и hh.ru при участии ПЭК, Boxberry и Pony Express. По уровню востребованности курьеры и менеджеры по продажам уступают только дальнобойщикам, дефицит которых остаётся самой острой проблемой отрасли.

Вакансии без отклика

Согласно данным исследования, в январе–мае на сайте hh.ru ежемесячно размещалось в среднем по 5 тыс. вакансий для водителей, 3,6 тыс. — для курьеров, 2 тыс. — для менеджеров по продажам или по работе с клиентами, 1,6 тыс. — для менеджеров по логистике и специалистов по внешнеэкономической деятельности. Медианные зарплаты в отрасли выросли на 12%, до 66 тыс. рублей.
По данным сервиса "Авито Услуги", во II квартале 2023 года по сравнению с аналогичными показателями 2022 года в Северной столице спрос на услуги в сфере транспорта и перевозок вырос на 37%, а по сравнению с I кварталом 2023 года — на 33%. Объявлений от исполнителей в динамике год к году стало больше на 70%, а квартал к кварталу — на 25%. Наибольший рост спроса с апреля по июнь в Петербурге был отмечен на услуги грузчиков (+115%), помощников по переездам (+84%), коммерческим перевозкам (+80%) и автосервису (+45%).
Согласно результатам исследования российского рынка логистических услуг, проведённого платформой "Авито Услуги" и агентством ORO, в сфере занято более 388 тыс. провайдеров (частных исполнителей и компаний). За год (с апреля 2022 года по март 2023–го) специалисты в отрасли выполнили 1144 млн заказов в сфере транспорта и перевозок. Это делает сферу лидером на рынке услуг по числу заказов с долей 28% от общего числа выполненных за год заказов.

По цене пилота

По словам участников рынка, главной проблемой остаётся нехватка водителей. За 5 лет их дефицит в целом по стране увеличился с 15 до 21%. Особенно остро ощущается нехватка тех, кто имеет права категории СЕ и может управлять грузовиком массой свыше 3,5 тонны. Замдиректора ПЭК Вадим Филатов считает, что, если ситуация будет усложняться, это приведёт к нехватке транспортных средств для доставки грузов.
Отдельная проблема — с дальнобойщиками. После распада СССР профессия начала терять привлекательность для молодёжи, сейчас средний возраст работников составляет 48–52 года и продолжает увеличиваться. Это связано в том числе со специфическими условиями труда.
Топ–менеджеры ПЭК и ГК "Маршал" полагают, что в краткосрочной перспективе помочь решить эту проблему мог бы наём иностранных работников.
"От политики России в отношении трудовых мигрантов будет зависеть, “закроемся” мы по водителям или нет. Через некоторое время эта проблема выйдет на государственный уровень. Первыми её почувствуют крупнейшие ретейлеры, компании с госучастием, маркетплейсы. Водители станут дороже, их можно будет сравнить по ценности с пилотами самолётов или новыми айтишниками", — говорит гендиректор ГК "Маршал" Михаил Белоусов.

Доставлять и управлять

Дефицит курьеров спровоцирован в основном активным ростом рынка доставки. Причём в высокий сезон (сентябрь–декабрь) это приносит компаниям значительные неудобства.
"Сезонность в логистике стандартная: в предновогодний период повышается спрос на складской персонал и курьеров, потому что значительно повышается объём грузов. Готовимся к пиковым месяцам мы заранее, чтобы хватило рабочих рук и все заказы были доставлены вовремя", — поделилась с "ДП" директор по персоналу Boxberry Галина Головкова.
Помимо этого с развитием e–commerce сложилась парадоксальная ситуация, когда логистические услуги стали гораздо более востребованы, но менеджеров, которые могут их качественно продавать, немного. По словам Галины Головковой, нехватка менеджеров по продажам наблюдается не первый год. "Многие компании, в том числе наша, готовы брать кандидатов без опыта работы, предлагая на входе лёгкие обучающие форматы различного вида, гибридный или удалённый режим работы. Отклика кандидатов на вакансию практически нет. Миф о лёгких деньгах в продажах развеян давно, отсюда и падение интереса", — констатирует она.
Михаил Белоусов ожидает усиления дефицита менеджеров по продажам. В качестве меры компенсации рассматривается перепрофилирование менеджеров по логистике, недостатка в которых не наблюдается. Таких специалистов выпускает достаточное количество вузов. Со стороны студентов же спроса на линейные профессии нет. По словам участников рынка, среди обучающихся проще найти айшника, чем, например, бригадира.
Компании пытаются решать проблемы с кадрами как могут. Например, в Boxberry стараются удерживать сотрудников за счёт рыночного уровня заработной платы, а также создания комфортных условий труда. Одним из самых результативных каналов привлечения новых кадров там называют реферальную программу, когда сотрудники рекомендуют вакансии своим друзьям и знакомым.