Детройт на Неве: как Петербург стал столицей автопрома

Автор фото: "ДП"

"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.

В начале нулевых в Петербурге стал стремительно развиваться автомобильный кластер. Крупные мировые бренды один за другим открывали свои заводы. Не был исключением и японский концерн Nissan, который официально объявил о приходе в Северную столицу в апреле 2006 года.
Из этого текста вы узнаете, что:
  • Nissan планировал вложить в петербургский завод $200 млн
  • Производственная мощность площадки должна была составить около 50 тыс. авто в год, а число рабочих мест — 750.
  • Смольному пришлось думать о том, как изменить русло небольшой речки, чтобы разместить завод в Каменке
  • Nissan рассматривал и другие регионы, но выбор пал именно на Петербург, что воспринималось властями как большая победа города
  • В 2005 году Nissan занимал 6% петербургского рынка продаж новых импортных автомобилей
  • Общий объём заявленных инвестиций в автозаводы Петербурга и Ленобласти на тот момент уже превышал $1 млрд
  • Вместе с открытием новых заводов в городе стало быстро развиваться профсоюзное движение
Изначально статья была опубликована в номере 2150 "Делового Петербурга" от 26 апреля 2006 года. Авторы материала — Денис Лебедев (сейчас — журналист "Фонтанки") и Алексей Коломенцев (сегодня занимается внешними коммуникациями в компании "Балтика").

Nissan сказал: "Поехали!"

Президент корпорации Nissan Motor Co. Ltd Карлос Гон заявил о намерениях инвестировать $200 млн в строительство автозавода в Петербурге.
Информация о деталях прихода Nissan в Петербург до сих пор тщательно скрывалась городскими властями. В аппарате вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова сообщили, что окончательное решение японская корпорация приняла "3 часа назад". Завод будет выпускать около 50 тыс. автомобилей в год, на нём будут работать 750 специалистов.

Непроходимое болото

Как и предполагал "ДП", именно для этого автопроизводителя правительство Петербурга подготавливает площадку на северо–западе города, в Каменке. Специалисты, участвовавшие в изучении этой зоны, рассказывали, что пока там непроходимое болото и нет никакой инфраструктуры. Однако город за счёт бюджета планирует провести полную инженерную подготовку этой площадки в 167 га и даже изменить русло реки Чёрной.
Именно на таких условиях ранее городу удалось привлечь и другого автогиганта — Toyota. Примерно $100 млн будет направлено из бюджета города на подготовку площадки в Шушарах.
Как рассказала Татьяна Натарова, менеджер по связям с общественностью ООО "Ниссан Мотор Рус", конкретная дата начала строительства пока не определена, а принято только принципиальное решение. Видимо, сроки прихода Nissan будут сдерживаться только расторопностью городских властей при инженерной подготовке территории в районе Каменки.

Больше одной

Как говорится в официальном заявлении компании, планируется, что завод начнёт работать в 2009 г.: "Это оговорено в специальном правительственном соглашении". Началу строительства будет предшествовать подписание соглашения с министерством экономического развития и торговли РФ.
Информация о том, что завод Nissan будет размещён именно на северо–западе Петербурга, впервые появилась в феврале 2006 г. во время визита губернатора Валентины Матвиенко в США со ссылкой на источник в Смольном. Этот же источник раскрывал и возможные модели, которые будут собираться в Петербурге: Pathfinder, Navara, Murano (все внедорожники). Однако тогда никто из чиновников эту информацию не подтвердил.
Теперь Татьяна Натарова вновь заявила, что её компания пока не определила, какие именно модели будут собираться в Петербурге: "Однако это будет точно больше одной модели, и мы не ограничимся внедорожниками".

Реки вспять

В начале 2006 г. Смольный провёл конкурсы на разработку проекта инженерно–экологических и инженерно–геологических работ на земельном участке юго–восточнее транспортного узла на пересечении Западного скоростного диаметра и КАД.
Ещё один конкурс проводился на разработку проекта переноса русла реки Чёрной, расположенной на этом участке. Победителями конкурсов стали ЗАО "Ленинградский трест инженерно–строительных изысканий", ФГУП "Урангеологоразведка" и ООО "Ленводпроект", причём последние два были единственными, кто подавал заявки на конкурсы. Они стали победителями как единственные поставщики услуг.

Показатели растут

Nissan Motor Co. в 2005 г. увеличила выручку на 9,9% по сравнению с показателями 2004 г., до $83,21 млрд. Чистая прибыль компании увеличилась на 1,1% и составила $ 4,57 млрд. В 2005 г. заводы компании собрали более 3,5 млн автомобилей.
"На заводе будут выпускаться "народные" автомобили, доступные по цене горожанам. Была жесточайшая конкурсная борьба с другими регионами. Это большая победа, почти 8 месяцев продолжались переговоры в ежедневном режиме. Петербург становится своего рода Детройтом. У нас появляется своя автомобильная отрасль. В течение ближайших 2 месяцев мы планируем завершить переговоры с ещё одним крупным автомобильным гигантом о строительстве завода", — заявила Валентина Матвиенко, губернатор Петербурга.

Завод разогреет автомобильный бренд

Решению руководства Nissan о строительстве автозавода в Петербурге предшествовал успех местных дилеров: продажи Nissan в 2005 г. увеличились на 68%.
За 2005 г. дилеры Nissan продали в Петербурге около 3,5 тыс. автомобилей. Этот бренд занимает 6% рынка продаж новых импортных автомобилей.
Успех Nissan в Петербурге в ООО "СТК–Центр" (дилер автопроизводителя) объясняют удачным расширением модельного ряда, активной маркетинговой политикой ООО "Ниссан Мотор Рус" и расширением дилерской сети за счёт открытия дилерских центров. Только в прошлом году в городе появилось два крупных автосалона Nissan.

В предвкушении

И хотя даже до предполагаемого запуска нового завода ещё больше 3 лет, все четыре петербургских дилера уже планируют, как будут складываться продажи после его открытия.
"Согласно стандартной схеме работы Nissan дилеры смогут продавать и иностранные, и российские автомобили без каких–либо ограничений. По крайней мере никаких уведомлений об изменениях в дилерских схемах мы не получали", — комментирует Евгений Коваленко, начальник отдела маркетинга ООО "Автофорум–СПб Карс" (входит в Major Auto, которому принадлежит ООО "Аврора Авто", дилер Nissan).

Вопрос дня

"Заводом занимается японское подразделение Nissan, российское представительство не допущено до ведения строительства, оно занимается лишь продажами. Поэтому у нас нет информации, как будет идти дистрибуция заводских автомобилей", — рассказывает Юрий Синкевич, член совета директоров ООО "Автопродикс" (дилер Nissan).
Все дилеры уверены, что не только строительство завода, но и разговоры о нём подогревают интерес покупателей к марке. А после открытия производства локализованные машины будут стоить дешевле импортных. Правда, насколько, пока не говорят ни в Nissan, ни дилеры.

Первая страна

Кстати, одновременно с планами по строительству завода руководство Nissan заявило, что Россия станет первой европейской страной, где будет официально продаваться премиум–бренд Nissan — Infinity. До сих пор по официальным каналам они нигде в Европе не продавались и гарантий от производителя его покупатели не имели.
Юрий Синкевич сообщил, что Infinity, старт продаж которых в России запланирован на сентябрь 2006 г., могут появиться в Петербурге раньше, чем в Москве. Это связано со строительными сложностями, возникшими у московских дилеров.

Петербург становится центром автопрома

Общий объём заявленных инвестиций в автозаводы в Петербурге и Ленобласти превышает $1 млрд.
Петербург может напоминать со стороны мировую столицу автомобилестроения Детройт не только по числу заводов, но и по активности профсоюзов. Первым сборочным автопроизводством в городе стало ещё в 2002 г. ООО "Скания–Питер" (100% принадлежит Scania AB, Швеция). В этот завод на месте бывшего автопарка было инвестировано $10 млн. В прошлом году компания расширила производство и потратила ещё $4–5 млн на строительство станции техобслуживания. Руководство компании заявляет о планах по строительству ещё одного завода на севере города, но о его стоимости пока не сообщает.
Объём инвестиций ЗАО "Форд Мотор Компани" во Всеволожске уже составил $150 млн, сейчас компания ведёт расширение производства. Полная стоимость проекта — $500 млн. Причём оба этих завода уже сталкивались с профсоюзной проблемой. Но если во Всеволожске рабочие едва не начали забастовку, всё же добившись повышения зарплат, то профсоюз на "Скании" просуществовал всего около месяца — его руководитель был уволен, а другие члены предпочли не ввязываться в борьбу.
Историческая справка
Первый камень в основание российского завода Nissan в промзоне Каменка под Петербургом был заложен 8 июля 2007 года. Предприятие открылось в июне 2009 года, как и планировали топ-менеджеры японского концерна. В церемонии принял участие Владимир Путин, на тот момент занимавший пост премьер-министра России. Делегации властей был продемонстрирован первый автомобиль Nissan Teana, выпущенный на этом предприятии. Путин осмотрел машину, сел в неё и проехал за рулём автомобиля бордового цвета по сборочному цеху.
Российское подразделение автоконцерна Nissan, ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", в 2021 году показало чистую прибыль в размере 2,9 млрд рублей. Однако уже в 2022 году петербургский завод, как и площадки других иностранных брендов, ушёл в простой. Зарубежный бизнес начал массово замораживать сотрудничество с РФ на фоне СВО. Кроме того, автопром стал одной из наиболее пострадавших отраслей от действия антироссийских санкций. Предприятия столкнулись с логистическими трудностями по поставкам деталей и комплектующих.
Осенью 2022 года было объявлено, что все российские активы Nissan, включая завод в Петербурге, перейдут в госсобственность. В ноябре петербургский завод перешёл в собственность Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (ФГУП "НАМИ"), подведомственного Минпромторгу РФ. Управление заводом передали АвтоВАЗу. По последним данным, первой моделью на бывшем заводе Nissan в Петербурге станет Lada X-Cross 5. В течение 2 лет планируется начать выпуск ещё двух новинок. Предприятие будет запущено в середине июня в рамках ПМЭФ-2023.