Сила паруса: петербургские яхтсмены открыли сезон

Автор фото: Сергей Ермохин

Санкт–Петербургский Речной Яхт–клуб открыл навигацию 2023 года. В планах на нынешний сезон — регулярные гонки, развитие детской школы, а также большой студенческий поход от Невы до Соловков.

Праздник состоялся на Петровской косе в минувшее воскресенье, 28 мая. В акватории Малой Невки прошёл парад яхт, а на флагштоке перед главным зданием был торжественно поднят флаг навигации. Но всему этому предшествовало, пожалуй, самое зрелищное событие — парусная гонка, в которой приняли участие воспитанники детской парусной школы "Дети ветра".

Всё по–взрослому

Несмотря на юный возраст участников, накал эмоций, спортивная борьба на дистанции, а также радость от заслуженной победы — всё было, что называется, по–взрослому. "Погодные условия были непростыми, потому что ветер довольно–таки слабый. С ним могут ходить только настоящие профессионалы. Надо не делать лишних движений, ощущать ветер, чувствовать волну. Это показывает уровень мастерства ребят. Сильный ветер более понятен, он сам тащит лодку. А в слабый надо думать головой — как сидеть, как рулить", — рассказал корреспонденту "ДП" старший тренер Речного яхт–клуба Андрей Норнов.
Среди девочек победу одержала Екатерина Плеханова, среди мальчиков — Игорь Задириенко, яхтсмен уже в третьем поколении. А в судейской бригаде находилась 15–летняя Ева Кипарская, тоже занимающаяся в "Детях ветра", — обладательница второго взрослого разряда и неоднократная участница гораздо более серьёзных соревнований. Например, этой зимой Ева представляла Петербург в гонках на буерах по льду озера Байкал. Заняла четвёртое место, но, по оценке тренера, до призовой тройки не хватило совсем чуть–чуть.
"Конечно, у меня в приоритете вода, она роднее. На буере я гоняла первый раз. Там скорость развивается до 50 км / ч, гораздо экстремальнее. Но я всё равно планирую на них ещё гонять обязательно", — поделилась она.
В нынешнем сезоне школа юных яхтсменов планирует расширить число воспитанников. Специально для начинающих закуплены швертботы повышенной остойчивости. Это даёт возможность попробовать свои силы даже тем, кого водная стихия поначалу пугает.

Северный маршрут

Новые возможности для того, чтобы начать заниматься яхтенным спортом, появились и у студентов. В последние годы существенно расширилось студенческое направление в Речном яхт–клубе, которое координируется Межвузовским студенческим яхтенным клубом (МСЯК).
"Наша задача — выявить тех, кому это по–настоящему интересно. Ведь в яхтенном спорте задерживается один из десяти человек. Но даже если по окончании института человек бросит это дело, то потом в районе 50 лет многие возвращаются, покупают собственные яхты, учат своих детей. Идёт вторая производная. Навыки–то никуда не деваются. И даже если денег на собственную яхту нет, можно найти экипаж, в котором требуются люди. Людей, которые могут ходить на яхте, всегда дефицит", — рассказывает директор МСЯК Леонид Ткач.
Ветеран яхтенного спорта капитан яхты "Звезда" Игорь Дементьев считает, что именно вовлечение студентов может дать новые силы для развития этого направления в городе. "В яхтенном деле есть второй смысл помимо спорта. Это воспитание людей, которые способны “на ты” общаться с морем. Ведь это дано не всем", — поясняет он.
Главный студенческий проект этого лета у Речного яхт–клуба — большой поход на яхтах из Невы до Белого моря. Студенческие экипажи, сменяя друг друга, пройдут вверх по Неве до Ладожского озера, посетят остров Валаам, затем по реке Свирь перейдут в Онежское озеро, а оттуда по Беломорско–Балтийскому каналу в Белое море. Конечная точка маршрута — Соловецкие острова. Путешествие начнётся 6 июля и по плану продлится 40 дней. Всего в нём смогут принять участие около 30 человек.
"Это спортивное и патриотическое мероприятие, посвящённое как героическим, так и не самым простым моментам нашей истории. Места, через которые пройдёт маршрут, хранят память о многом. Кстати, в этом году как раз исполняется 90 лет Беломорско–Балтийскому каналу. Наша основная деятельность — это оморячивание и прививание любви к парусу. Чтобы потом ребята пришли уже в большой парусной спорт, в судостроение, в судоходство, выбрали морское направление в своей жизни", — поясняет директор Санкт–Петербургского Речного яхт–клуба Анна Шумейко.

Только вперёд

Сегодня яхт–клуб переживает не самые простые времена — идут бесконечные судебные споры вокруг права пользования территорией, на которой он расположен, происходит оспаривание права собственности на здания и сооружения, а также существования самого учреждения. Речной Яхт–клуб находится под угрозой ликвидации. В руководстве клуба предпочитают не гадать о вероятном исходе этих споров, а заниматься реальными делами. Например, заботой о главном здании — уникальном образчике позднесоветской архитектуры, возведённом к Олимпиаде–80. Год назад здание было включено в перечень выявленных объектов культурного наследия, а нынешней весной руководству яхт–клуба удалось согласовать результаты историко–культурной экспертизы. Теперь есть все законные основания для того, чтобы начать ремонт кровли, а затем и фасада.
Нынешним летом на базе клуба пройдёт более 20 регат, некоторые из них будут носить не только спортивный, но и благотворительный характер. Ведь в море выходят не за медалями.
"Подготовить яхту, спустить её на воду и дойти из точки А в точку Б — это может сделать только подготовленный человек. А потом этот человек и на основной работе хорошо себя проявит, потому что у него есть дополнительный навык, опыт, который он нигде больше не получит. Здесь должен быть не только спорт, но и общественная жизнь", — убеждён Никита Бриллиантов, председатель совета капитанов яхт–клуба.
Главным принципом, на основе которого продолжает существовать яхт–клуб, остаётся открытость. Сегодня, как и прежде, сюда может прийти любой человек, которого увлекает романтика паруса и большой воды. Для этого вовсе не обязательно мечтать о выигранных гонках или спортивных званиях.