Штрафы за нарушение маркировки разделили рынок интернет–рекламы

Автор фото: Коньков Сергей

Мнения игроков рынка о введении административной ответственности за нарушение маркировки интернет–рекламы разделились.

В Госдуму внесён законопроект, вводящий административную ответственность для рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных данных (ОРД) и операторов рекламных систем за несоблюдение законодательства о маркировке. Наказывать намерены за непредоставление или искажение информации, нарушение сроков, а также распространение рекламы без идентификатора. Сумма штрафа, в зависимости от статуса правонарушителя и сути проступка, варьируется от 10 тыс. до 700 тыс. рублей.
В Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) инициативу в целом поддержали, но предложили ряд поправок: использовать не только штрафы, но и предупреждения, установить срок вступления в силу не ранее 1 января 2024 года, разграничить ответственность за полное игнорирование требований об учёте рекламы и их исполнение с незначительными нарушениями, создать чёткий и понятный порядок привлечения к ответственности, а также скорректировать размер штрафов.
Наталья Белкова, генеральный директор коммуникационного агентства 4D, отмечает, что только к началу 2023 года участники рынка более или менее стали ориентироваться в новых условиях: где и как регистрироваться, что и как маркировать.
"Мы все эти полгода ходили по семинарам, вебинарам, отслеживали разъяснения, часами переписывались с поддержками почти всех ОРД, и даже там нам не давали внятных ответов. По нашим наблюдениям, механизм заработал реально только в течение последних 3 месяцев. Мы ждём, когда появится первая судебная практика, чтобы понять, будут ли, например, штрафовать за упоминание коммерческих брендов в пресс–релизах и бесплатных коммуникациях. Мы не знаем, как оцифровывать эти риски в рамках риск–менеджмента бюджетной стратегии компании", — объясняет она.
Белкова напоминает, что правила и штрафы уже и так прописаны и они достаточно серьёзные.
"Административная ответственность — это уже другой уровень. Изначальная цель закона — оцифровать рынок рекламы. И отрасль постепенно встаёт на эти рельсы. Для злостных нарушителей можно было бы, например, ввести более жёсткие штрафы: поймали дважды — получи штраф в двойном размере и т. д.", — предлагает эксперт.
Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, считает, что идёт необходимый процесс уточнения закона об интернет–рекламе.
"Теперь у СМИ будет законодательная база для продолжения работы. И это тоже плюс, так как новые требования к рекламным носителям и рекламодателям становятся конкретными и понятными", — убеждён он.
Таким образом, по его мнению, государство стремится максимально "обелить" средства рекламного рынка. В том числе это коснётся заработков блогеров, которые ранее не подвергались такой тщательной проверке и регулированию.