"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) начал знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.
Сегодня мы расскажем о том, как в 2004 году власти проводили бюджетную реформу по переводу средств бюджета из частных банков на счета специально созданного казначейства.
Из этого текста вы узнаете, что:
- В Петербурге шла ожесточённая борьба за то, в каком банке будут размещаться средства бюджета
- Районные власти сопротивлялись бюджетной реформе и не понимали, зачем это надо
- Доходы городской казны в 2004 году составляли 82 млрд рублей. Для сравнения, в 2022-м они превысили 1 трлн рублей
- Вице-губернатором Петербурга был Михаил Осеевский, который сегодня возглавляет "Ростелеком"
Изначально статья была опубликована в номере 1589 "Делового Петербурга" от 14 января 2004 года. Автор материала — Алексей Коломенцев (сейчас — старший менеджер по внешним коммуникациям компании "Балтика").
Бюджет научат балансировать между банками и казначейством
К 1 июля 2004 года будет завершён перевод бюджетных средств Петербурга со счетов в коммерческих банках на счёт ЦБ РФ. Такое решение было принято на вчерашнем заседании правительства Петербурга. Чиновники одобрили постановление "О мерах по исполнению бюджета Санкт-Петербурга на 2004 г.".
Права на обслуживание около 9 млрд рублей бюджетных средств в год лишились три уполномоченных банка: ОАО "БАЛТИНВЕСТБАНК", ОАО "Промышленно-строительный банк" и ОАО "Банк "Санкт-Петербург".
По словам чиновников комитета финансов, постановление приводит городское законодательство в соответствие с Бюджетным кодексом РФ. На проведении этой реформы долгое время настаивали депутаты Законодательного собрания Петербурга, надеявшиеся, что ситуация с хранением денег на счетах в коммерческих банках изменится со сменой власти.
Сомнительная помощь
Постановление также предписывает профильным комитетам администрации заключать государственные контракты только до 1 октября 2004 года. По словам председателя комитета финансов администрации Петербурга Александра Никонова, это необходимо, чтобы бюджет исполнялся равномерно.
Постановление содержит пункт о том, что территориальные управления (ТУ) комитета финансов будут помогать районным при подготовке бюджетной отчётности. Это насторожило главу Невского района Владимира Хренова. По его мнению, решение правительства лишает глав районов права распоряжаться бюджетными средствами.
Валентина Матвиенко и вице-губернатор Михаил Осеевский успокоили его, заявив, что этих функций у руководств районов никто не отнимал, а "финансовые" подразделения будут оказывать лишь "техническую поддержку".
Историческая справка:
Опыт ведущих стран мира показывает, что обязательным условием эффективного управления бюджетными средствами является создание единого счёта в центральном банке. Петербург одним из первых в России в 1998 году приступил к внедрению элементов единого казначейского счёта в рамках схемы финансирования расходов федерального бюджета.
В целом по стране, в течение 2000–2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений по субъектам РФ и 2254 отделения федерального казначейства.
Внедрение электронного документооборота между участниками бюджетного процесса позволило в конце 2002 года провести поэтапный переход всей системы Федерального казначейства Петербурга на схему исполнения федерального бюджета, как по доходам, так и по расходам в соответствии с концепцией единого казначейского счёта, принятой в Российской Федерации.
Сложность данного перехода состояла в коротких сроках его реализации и большом объёме платёжных документов, обрабатываемых сотрудниками органов Федерального казначейства Петербурга. Так, среднее количество расчётных документов, поступающих от плательщиков налогов, сборов и иных платежей, обрабатываемых в течение операционного дня, составляло 35 тыс. Количество платёжных документов, учитываемых на едином казначейском счёте по расходам, в среднем достигало 2,7 тыс. за операционный день.
Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с указом президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 года № 314, в результате чего Федеральное казначейство с 1 января 2005 года было выделено из состава Министерства финансов и преобразовано в федеральную службу.
Бюджетным законодательством в 2006 году было впервые предусмотрено зачисление в полном объёме федеральных, региональных и местных налогов и сборов, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения доходов от их уплаты между бюджетами разных уровней. С единого счёта Управления Федерального казначейства по Петербургу № 40101 соответствующие доли поступлений начали перечислять в доход федерального бюджета, бюджета Петербурга, а также в бюджеты муниципальных образований города и в государственные внебюджетные фонды.